русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

понедельник, 9 мая 2016 г.

Текст ЕГЭ по Бим-Баду

Интересный текст попался!
Сразу захотелось написать сочинение.
Попробуйте и вы!

(1)Поз­воль­те на­пом­нить из­вест­ное из­ре­че­ние: «Где наша муд­рость, по­те­рян­ная в зна­ни­ях? Где наше зна­ние, по­те­рян­ное в ин­фор­ма­ции?»
(2)Выс­шее, чего может до­стичь че­ло­век, — это муд­рость. (3)Ей бы по­ла­га­лось стать школь­ным пред­ме­том, муд­ро­сти надо учить. (4)Точ­нее, к муд­ро­сти на­доб­но при­учать — как к осто­рож­но­сти суж­де­ний, воз­дер­жа­нию от не­до­ста­точ­но обос­но­ван­ных утвер­жде­ний, уме­нию при­ни­мать во вни­ма­ние мно­же­ство фак­то­ров, опи­ра­ясь на то, что рож­де­но раз­но­об­ра­зи­ем ис­то­ри­че­ско­го опыта. (5)Это боль­ше, чем зна­ния. (б)Это ещё и ин­ту­и­ция, и от­вра­ще­ние к са­мо­об­ма­ну. (7)Муд­рый че­ло­век ни­ко­гда не са­мо­на­де­ян: он не счи­та­ет ко­неч­ны­ми по­лу­чен­ные им ре­зуль­та­ты раз­ду­мий, он до­пус­ка­ет их оши­боч­ность, со­по­став­ляя их с прямо про­ти­во­по­лож­ны­ми утвер­жде­ни­я­ми и на­хо­дя про­бе­лы в том, что ка­за­лось бес­спор­ным.
(8)Муд­рость нуж­да­ет­ся в зна­ни­ях, но не сво­дит­ся к ним.
(9)Кто-то может знать, до­пу­стим, все раз­но­вид­но­сти ба­бо­чек и ни­че­го не смыс­лить в про­бле­мах эко­ло­гии. (10)Даже не ин­те­ре­со­вать­ся ими. (11)В таком слу­чае че­ло­век упус­ка­ет из вида связь от­дель­но взя­той ба­боч­ки с устрой­ством мира.
(12)3нания от­ве­ча­ют на во­прос «По­че­му?», а ин­фор­ма­ция — толь­ко на во­про­сы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание со­сто­ит из «по­ни­ма­ний» и яв­ля­ет­ся до­сто­я­ни­ем науки. (14)3нание нуж­да­ет­ся в ин­фор­ма­ции, но не сво­дит­ся к ней — оно выше, по­сколь­ку знает, как про­ве­рять до­сто­вер­ность ин­фор­ма­ции.
(15)3нание в ев­ро­пей­ской, а те­перь и в об­ще­ми­ро­вой на­уч­ной тра­ди­ции все­гда про­ти­во­сто­я­ло мне­нию. (16)Мне­ние — это всего лишь не­ко­то­рое от­но­ше­ние к чему-либо, а зна­ние — это, по­вто­рю, по­ни­ма­ние за­ко­но­мер­но­сти. (17)Важно не столь­ко от­ста­и­вать не­пре­мен­но своё мне­ние, сколь­ко ду­мать о том, чтобы оно было до­ка­за­но, хотя бы стре­ми­лось стать зна­ни­ем. (18)Стрем­ле­ние вся­че­ски по­ощ­рять без­осно­ва­тель­ные мне­ния как са­мо­цель очень опас­но для рас­ту­ще­го че­ло­ве­ка. (19)Не­до­ста­точ­но мыс­лить са­мо­сто­я­тель­но — надо ещё мыс­лить пра­виль­но.
(20)Вкусу к сво­бо­де, к полёту мысли надо долго учить­ся. (21)Вспом­ни­те: мысли у Бу­ра­ти­но были ко­ро­тень­кие-ко­ро­тень­кие. (22)А со­всем мо­ло­дой Пуш­кин в по­сла­нии другу на­пи­сал такие слова: «Учусь удер­жи­вать вни­ма­нье дол­гих дум...»
(23)Ока­зы­ва­ет­ся, своя мысль тре­бу­ет дол­го­го и му­чи­тель­но­го спора с собой, внут­рен­не­го жёстко­го тре­бо­ва­ния про­ве­рок и пе­ре­про­ве­рок, вы­стра­и­ва­ния длин­ных це­по­чек рас­суж­де­ний. (24)Их надо все удер­жать в круге сво­е­го на­пряжённого вни­ма­ния — это серьёзная ра­бо­та. (25)Вот что зна­чит «удер­жи­вать вни­ма­нье дол­гих дум».
(26)И для не­ко­то­рых людей это — удо­воль­ствие. (27)Со­крат, как пе­ре­даёт ле­ген­да, од­на­ж­ды так увлёкся раз­мыш­ле­ни­ем, что про­сто­ял не­по­движ­но на одном месте почти сутки, не за­ме­чая ни­че­го во­круг.
(28)Людей, оче­вид­но, можно раз­де­лить на две ка­те­го­рии: спо­соб­ных «удер­жи­вать вни­ма­ние дол­гих дум» и тех, кто пред­по­чи­та­ет ко­рот­кие, про­стень­кие мысли, что не ме­ша­ет их са­мо­до­воль­ству и са­мо­влюблённо­сти. (29)Когда по­ощ­ря­ют не­обос­но­ван­ные мне­ния, то под­дер­жи­ва­ют в че­ло­ве­ке вот эту са­мо­влюблённость и склон­ность к са­мо­об­ма­ну.
(ЗО)По­то­му се­год­ня так важно уйти от одоб­ре­ния, от по­ощ­ре­ния ко­ро­тень­ких, как у Бу­ра­ти­но, мыс­лей и учить­ся у Пуш­ки­на с его пред­по­чте­ньем «дол­гих дум».
(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Ми­хай­ло­вич Бим-Бад (род. в 1941 г.) — ака­де­мик РАО.

Попробуйте написать сочинение!


Вот что у меня получилось.



Борис Михайлович Бим-Бад говорит о необходимости приучать к мудрости, интуиции, свободе. О необходимости прививать отвращение к самообману, самодовольству и самовлюблённости.
Чтобы раскрыть свою мысль, Бим-Бад выстраивает логическую цепочку: мнение должно стремиться стать знанием, а знание – мудростью. С другой стороны, Бим-Бад считает, что самостоятельность мысли должна быть ещё и правильной, т.е. опять же самостоятельное мышление должно стать знанием, а затем мудростью. Только тогда самостоятельность, собственное мнение чего-то стоят
Думаю, Бим-Бад хочет привлечь внимание к проблеме знания (судьбы знания, судьбы мудрости) в современном информационном мире.
Бим-Бад не говорит прямо, но, думаю, предполагает следующий вывод: сегодня информацией подменяют знания. А уж до мудрости вообще дела нет: текст начинается так: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?».
Бим-Бад считает, что мыслить надо долго учиться, что удерживать «цепочки рассуждений» – серьёзная работа. В доказательство Бим-Бад приводит слова молодого Пушкина: «Учусь удерживать вниманье долгих дум».
Академик Бим-Бад считает, что «поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека».
Опасно особенно сегодня, в век интернета, в век информации. По мнению Бим-Бада, информация даёт ответ только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?», но не даёт ответа на вопрос «почему», а уж тем более - «зачем».
Академик Бим-Бад предостерегает: замена знания, научного поиска информацией, поощрением, одобрением «коротеньких, как у Буратино, мыслей» опасно, губительно для человека.
Я согласен с точкой зрения академика. Работая в школе почти четверть века, я, конечно, вижу, насколько меньше стало людей мыслящих, глубоких, самобытных. И это не значит, что «стало хуже», просто познанию стало труднее прорываться сквозь плотную сеть готовой информации.
Бим-Бад цитирует послание молодого Пушкина. Я тоже сошлюсь на Пушкина: во-первых, «самостоянье человека – залог величия его»; во-вторых, «тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман».
Две эти пушкинские фразы не раз спасали и теперь помогут. Самостоянье – то есть, самобытная, отдельная оригинальность и в то же время «отдельно стояние», нечто стоическое; противопоставленность одного многим. В этом, по мнению Пушкина, величие человека. И это его (человека) путь.
Теперь про низкие истины и возвышающий обман. Тьма истин здесь – информация. Возвышающий обман – путь к знанию. Возможно, когда-нибудь самостоянье и стремление к возвышающему приведут человека к мудрости. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога