русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

понедельник, 28 марта 2016 г.

Как писать сочинение по русскому языку 2016



Сначала ещё раз посмотрим, как выглядит задание 25 (сочинение). Это то, что требуется сделать. Это самое главное!






Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25 Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



О сочинении по русскому языку в формате ЕГЭ с самого начала (еще с 2002 года) ходило много слухов. И в 2016 многие боятся сочинения.

Боятся, потому что немного изменились критерии и неизвестно, как их будут трактовать проверяющие сочинения эксперты. Боятся, потому что учителя по-разному объясняют, как писать, по-разному объясняют, что такое комментарий, по-разному объясняют, как формулировать проблему и аргументировать авторскую позицию. Выпускники боятся, что не найдут литературных аргументов или не смогут привести два примера в комментарии. Некоторые учителя даже советуют «пиши то, что требуют – получишь то, что хочешь», то есть, предлагают просто подгонять сочинение под критерии, заучивать наизусть речевые клише, формулировки проблем, литературные аргументы. В конце концов, выпускники боятся «плохих» текстов и несовершенных критериев оценки.
Да, и исходные тексты, и критерии не очень. Но все же, думаю, если выпускник создаст единый связный текст, исходя из задания 25, то высокий балл гарантирован, ведь, несмотря на все эти ужасы и разнообразные слухи, сочинение – это текст, а текст в переводе с греческого – «связь, ткань», поэтому, чтобы написать хорошее сочинение, надо не критериям соответствовать, а создать связный текст.
Предлагаю действовать так.
Прочитаем текст.
Если ВСЁ понятно – формулируем проблему. Для этого надо понять, какова тема текста, о чем он, зачем написан, с какой целью, с какой мыслью; что в этой главной мысли автора исходного текста можно сформулировать в виде вопроса, можно ли переформулировать этот вопрос как проблему.
Обязательно нужно найти ответ на сформулированный нами вопрос-проблему в тексте. Если раскрывать проблему вслед за текстом, исходя из текста, то так называемые примеры явятся сами, например, в виде «скрытых цитат» или удачно переданного фрагмента «своими словами» (хорошо передать – тоже комментарий).
Комментируя сформулированную проблему, мы как бы объясняем, почему в данном исходном тексте мы её увидели. Поэтому хороший комментарий неизбежно ведёт к авторской позиции (которая может быть выражена в тексте неявно), то есть к ответу на проблемный вопрос.
Сформулировав авторскую позицию в отдельном абзаце, переходим к так называемой аргументации. Здесь выбора почти нет – придётся соглашаться с автором, так как, как правило, если вы в чём-то не согласны, то, скорее всего, вы что-то не поняли в тексте или в особенностях авторской интерпретации проблемы. В любом случае проще согласиться, так как опровергающая аргументация – для специалистов, а не для выпускников школы.
С абзаца пишем: «я согласен с автором…» или ещё как-нибудь. В этой части сочинения важно написать, с чем именно вы согласны, а также увязать авторскую позицию с сформулированной проблемой. Таким образом, аргументируя свою точку зрения, мы одновременно комментируем сформулированную нами и поставленную в тексте проблему (то есть, приводим свои иллюстрации проблемы, и здесь нельзя повторять аргументы-иллюстрации автора исходного текста) и объясняем, почему именно и в чём именно мы согласны с автором.
Думаю, что вовсе не обязательно приводить так называемый литературный аргумент первым. Если по данной проблеме ничего из художественной литературы в голову не приходит, но в голове полно иллюстраций проблемы «из жизни», то логичнее будет начать с них.
Обычно, когда первый аргумент готов, то написать второй, хоть и «из жизни», не составит труда, и часто бывает, что к этому моменту появляется и «литературный аргумент».
Если текст не понятен или просто ужасен, например, в исходном тексте нет ни проблемы, ни авторской позиции, тогда логичнее будет начать сочинение с комментария исходного текста, а не с формулировки проблемы. Вообще говоря, думаю, комментарий – основа данного вида сочинения (а у меня почти всегда получается так). Написав комментарий к тексту, я всегда могу сформулировать проблему и авторскую позицию, даже если в самом тексте их нет.
Теперь о введении и заключении.
Введение – это начало вашего сочинения. Исходя из задачи сформулировать проблему, введение, с одной стороны, готовит формулировку проблемы, с другой – просто является вашим откликом, реакцией на исходный текст: например, текст понравился и сразу захотелось (или не сразу) откликнуться на него таким началом (введением). Или, если вы долго не могли найти и сформулировать проблему, а, прокомментировав текст, поняли, где её искать, то введение может называть сферу этих поисков, указывать тот круг вопросов, где может находиться проблема текста.
Специально мучиться и писать введение не стоит, потому что, написав введение, придётся писать заключение, и ещё потому, что плохое введение, не подготавливающее проблему, может увести вас от неё. Конечно, введение с заключением – это по-разному об одном, и эти структурные элементы сочинения-рассуждения призваны делать ваше сочинение композиционно более стройным, продуманным и завершённым.

Пока все!
Будут вопросы - пишите!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога