русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

понедельник, 28 марта 2016 г.

Как писать сочинение по русскому языку 2016


О сочинении по русскому языку в формате ЕГЭ с самого начала (еще с 2002 года) ходило много слухов. И в 2016 многие боятся сочинения.

Боятся, потому что немного изменились критерии и неизвестно, как их будут трактовать проверяющие сочинения эксперты. Боятся, потому что учителя по-разному объясняют, как писать, по-разному объясняют, что такое комментарий, по-разному объясняют, как формулировать проблему и аргументировать авторскую позицию. Выпускники боятся, что не найдут литературных аргументов или не смогут привести два примера в комментарии. Некоторые учителя даже советуют «пиши то, что требуют – получишь то, что хочешь», то есть, предлагают просто подгонять сочинение под критерии, заучивать наизусть речевые клише, формулировки проблем, литературные аргументы. В конце концов, выпускники боятся «плохих» текстов и несовершенных критериев оценки.
Да, и исходные тексты, и критерии не очень. Но все же, думаю, если выпускник создаст единый связный текст, исходя из задания 25, то высокий балл гарантирован, ведь, несмотря на все эти ужасы и разнообразные слухи, сочинение – это текст, а текст в переводе с греческого – «связь, ткань», поэтому, чтобы написать хорошее сочинение, надо не критериям соответствовать, а создать связный текст.
Предлагаю действовать так.
Прочитаем текст.
Если ВСЁ понятно – формулируем проблему. Для этого надо понять, какова тема текста, о чем он, зачем написан, с какой целью, с какой мыслью; что в этой главной мысли автора исходного текста можно сформулировать в виде вопроса, можно ли переформулировать этот вопрос как проблему.
Обязательно нужно найти ответ на сформулированный нами вопрос-проблему в тексте. Если раскрывать проблему вслед за текстом, исходя из текста, то так называемые примеры явятся сами, например, в виде «скрытых цитат» или удачно переданного фрагмента «своими словами» (хорошо передать – тоже комментарий).
Комментируя сформулированную проблему, мы как бы объясняем, почему в данном исходном тексте мы её увидели. Поэтому хороший комментарий неизбежно ведёт к авторской позиции (которая может быть выражена в тексте неявно), то есть к ответу на проблемный вопрос.
Сформулировав авторскую позицию в отдельном абзаце, переходим к так называемой аргументации. Здесь выбора почти нет – придётся соглашаться с автором, так как, как правило, если вы в чём-то не согласны, то, скорее всего, вы что-то не поняли в тексте или в особенностях авторской интерпретации проблемы. В любом случае проще согласиться, так как опровергающая аргументация – для специалистов, а не для выпускников школы.
С абзаца пишем: «я согласен с автором…» или ещё как-нибудь. В этой части сочинения важно написать, с чем именно вы согласны, а также увязать авторскую позицию с сформулированной проблемой. Таким образом, аргументируя свою точку зрения, мы одновременно комментируем сформулированную нами и поставленную в тексте проблему (то есть, приводим свои иллюстрации проблемы, и здесь нельзя повторять аргументы-иллюстрации автора исходного текста) и объясняем, почему именно и в чём именно мы согласны с автором.
Думаю, что вовсе не обязательно приводить так называемый литературный аргумент первым. Если по данной проблеме ничего из художественной литературы в голову не приходит, но в голове полно иллюстраций проблемы «из жизни», то логичнее будет начать с них.
Обычно, когда первый аргумент готов, то написать второй, хоть и «из жизни», не составит труда, и часто бывает, что к этому моменту появляется и «литературный аргумент».
Если текст не понятен или просто ужасен, например, в исходном тексте нет ни проблемы, ни авторской позиции, тогда логичнее будет начать сочинение с комментария исходного текста, а не с формулировки проблемы. Вообще говоря, думаю, комментарий – основа данного вида сочинения (а у меня почти всегда получается так). Написав комментарий к тексту, я всегда могу сформулировать проблему и авторскую позицию, даже если в самом тексте их нет.
Теперь о введении и заключении.
Введение – это начало вашего сочинения. Исходя из задачи сформулировать проблему, введение, с одной стороны, готовит формулировку проблемы, с другой – просто является вашим откликом, реакцией на исходный текст: например, текст понравился и сразу захотелось (или не сразу) откликнуться на него таким началом (введением). Или, если вы долго не могли найти и сформулировать проблему, а, прокомментировав текст, поняли, где её искать, то введение может называть сферу этих поисков, указывать тот круг вопросов, где может находиться проблема текста.
Специально мучиться и писать введение не стоит, потому что, написав введение, придётся писать заключение, и ещё потому, что плохое введение, не подготавливающее проблему, может увести вас от неё. Конечно, введение с заключением – это по-разному об одном, и эти структурные элементы сочинения-рассуждения призваны делать ваше сочинение композиционно более стройным, продуманным и завершённым.

Пока все!
Будут вопросы - пишите!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога