вторник, 27 октября 2015 г.

"Заколдованное место"


Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Н.В.Гоголь - «Заколдованное место»


      II. Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности
      Учитель расскажет о детстве, годах учения и первых литературных произведениях Гоголя, запишет вместе с учениками на доске и в тетради название сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и год первого издания повестей.
      Возможен другой вариант работы: ученики самостоятельно читают учебную статью, затем отвечают на вопросы учителя по тексту.
      Работаем с понятиями юмор, сатира, фантастика, гротеск (в тексте статьи они помечены звездочкой), находим объяснение этих слов в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в конце учебника.

      III. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»
   
      Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин. Охранители кладов могут иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей, нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону скошено... идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так, что земля стонет и гудит».
      Обычный знак клада — колеблющийся, перемещающийся огонек. В Пермской губернии бытовало такое предание:
      «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».
      По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота — не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»), а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям.
      Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля — клад, да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь» 6.
     
 Можно порекомендовать детям литературу о кладах:
      Горбовский А., Семенов Ю. Закрытые страницы истории. — M.: Мысль, 1989. — С. 83—99.
      Книга кладов: сборник сказок, преданий, легенд. — СПб., СЕВЕРО-ЗАПАД, 1995.
      Легенды. Предания. Бывальщины / сост., подгот. текстов, вступ. статья и примеч. Н. А. Криничной. — M.: Современник, 1989. — С. 241—245.
      Бурмистрова Л. Клады и сокровища. — М.: Белый город, 2000.


 
 — Как вы думаете, почему люди считали, что клады охраняет нечистая сила?
  — Есть ли, по-вашему, правда в этих рассказах? Что в них чудесного, фантастического?
  — Слышали ли вы сами легенды и предания о зарытых где-нибудь кладах?

      IV. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»
      Комментированное чтение
      Мы рекомендуем комментированное чтение повести. На наш взгляд, не стоит заранее объяснять диалектизмы и устаревшие слова, которые употребляет Гоголь. Лучше, если дети будут пытаться определить смысл этих слов исходя из контекста и лишь потом искать значение незнакомого слова в сносках или выслушивать объяснение учителя. Такая работа развивает языковую интуицию, учит ставить вопросы к тексту.
      Очень важна хорошая подготовка учителя к выразительному чтению повести, правильное интонирование и эмоциональность. От этого зависит, насколько детям станет понятен юмор Гоголя. Чтение повести с комментариями занимает не менее двадцати пяти минут, повесть должна быть прочитана на уроке полностью. В соответствии с этим заранее определим, сколько времени мы можем потратить на другие этапы урока.

      Домашнее задание
      Подготовить рассказ о Н. В. Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, 4-й вопросы учебника (нарисовать иллюстрацию к тексту повести). Подготовить выразительное чтение произведения.


«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического
      I. Артикуляционная разминка

      II. Проверка домашнего задания
      Ученики рассказывают о детстве и начале творческого пути Гоголя. Класс обсуждает и оценивает эти рассказы.

      III. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического
      Беседа
      Беседа по повести «Заколдованное место» начинается с выяснения восприятия этого произведения.
      — Понравилось ли вам это произведение? Какие чувства оно вызвало у вас? Что вас удивило, поразило?
      — Верите ли вы, что все случившееся было на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что — реальным? (2-й вопрос)

      Именно такая история не могла приключиться на самом деле. Реальным выглядит дед, охраняющий баштан вместе с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и остановились отдохнуть, мать, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали.
      Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.
      — Кто главный герой «Заколдованного места»?
      Главный герой рассказа, который сам автор называет «былью», — дед дьячка ***ской церкви, непосредственного рассказчика.
      — Кто рассказывает слушателям эту историю? В какой обстановке? Ответ подтвердите цитатами из текста.
      Дьячок деревенской церкви рассказывает историю своим односельчанам, уступая их настойчивым просьбам. Начинает свой рассказ он словно бы с неохотой, потом укоряет невнимательных слушателей.
      — Рассмотрите иллюстрации М. Клодта к этому произведению, опишите их. Так ли вы представляли себе пляшущего деда?

      Словесное рисование
      — Как вы представляете себе заколдованное место?
      Ответ может быть таким: «Мне заколдованное место представляется немного иначе. Слева нависает огромная темная скала, справа провал, туда летят камни. В центре из-за скалы выглядывает „мерзостная рожа“ с красными глазами, высунула красный язык и дразнит деда. Дед по сравнению с этой харей маленький и испуганный».
      Просим детей представить рисунки, приготовленные ими к уроку. Рассматриваем и обсуждаем эти рисунки.
      — Что в этом произведении вызывает смех, что — горечь?
      — Какие события автор описывает с любовью? Какие черты человеческого характера показывает нам с неприглядной стороны?
      Сделаем вывод, что светлыми красками автор рисует народную жизнь, встречу с чумаками, работу деда на баштане. Автор весело смеется над попытками деда показать, как надо танцевать, над тем, как дед устроил на «проклятом месте» загородку, куда велел кидать все, «что ни есть непотребного». Но за этим смехом мы ясно видим: «легкого богатства» не бывает. Истинно лишь то, что добыто трудом.

      IV. Выразительное чтение произведения
      Учитель прочитает статью учебника «Из воспоминаний современников о Н. В. Гоголе» (с. 184—185) и спросит:
      — Как вы думаете, помогло ли Гоголю в литературной работе увлечение театром, умение читать и ставить пьесы, перевоплощаться в самых разных героев?
      Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это увлечение помогло ему писать свои произведения так, как будто не автор говорит о людях, а люди на самом деле рассказывают о себе. Гоголь подробно и красочно описывает место действия, как режиссер, который должен хорошо представлять себе, что находится на сцене. Писатель перевоплощается в своих героев. Нам кажется, как будто дьячок на самом деле сначала отказывается рассказывать свою историю, а потом укоряет слушателей в том, что они невнимательны. Затем автор перевоплощается в испуганного деда и рассказывает уже о том, что тот видел и чувствовал.
      Задача учеников при выразительном чтении и чтении по ролям — перевоплотиться в гоголевских героев. Выберем для чтения два-три эпизода (в зависимости от ресурса времени), например: дед и чумаки; дед выкапывает клад. Второй эпизод читаем по ролям от слов: «Ввечеру, уже повечерявши...» — до слов: «...и как добежал до попова огорода, только тогда перевел немного дух».

      Домашнее задание
      Повторить стихотворения Н. А. Некрасова, которые читали и учили наизусть в начальной школе.

      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказ о Н. А. Некрасове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога