Исходный текст Куваева про жадного Бога Огня
В палатке по ночам стало
холодно. Салахов мотался по окрестностям, набирал пробы в рюкзак.
Пробы он
приносил Богу Огня, который, закутавшись в плащ, сидел у воды и хлюпал носом.
Когда Салахов приносил пробу, он лишь моргал слезящимися от простуды глазами,
сбрасывал плащ и шел в воду. Салахов очень его жалел.
— Потерпи, — сказал
он.
— А я чего? Я терплю! —
быстро ответил Бог Огня. Когда собрали лагерь, Салахов взял рюкзак Бога Огня,
положил его сверху на свой.
— Я сам, я сам, — наконец
сказал Бог Огня. Лицо у него было серым, и зубы постукивали в ознобе. Так как
Салахов ему не ответил, то Бог Огня пробормотал, оправдываясь:
— Простудился я маленько.
Только пустому мне срамотно идти.
— Придем на Ватап, там
кусты, — сказал Салахов.
— Устрою тебе парную, и
будешь здоровый.
— Костер запалим? —
На всю тундру и дальше.
— Тут полубочка валяется.
Надо взять, ежели баня.
— Где? — Я понесу.
Она легонькая, — засуетился Бог Огня.
Бог Огня сбросил бочку и
сразу разжег костер. Салахов выбрал косу с ровной галькой, расчистил от снега,
натаскал сухих веток. Снег перестал, но облака так и висели: выстрели дробью —
прольются осадками. Они быстро наносили кучу сушняка величиной с большую копну.
Бог Огня запалил ее, и скоро на гальке полыхал огромный и жаркий костер. Когда
костер прогорел, в центр его поставили наполненную водой полубочку и,
приплясывая от жары, натянули мокрую палатку прямо над раскаленными камнями.
Салахов притащил охапку зеленых веток, бросил ее в палатку, велел Богу Огня
раздеваться и залез следом сам. Банка воды, опрокинутая на гальку, взорвалась
паром. Бог Огня блаженно взвыл, и так полчаса из палатки доносились взрывы
пара, хлестание веток и стон.
От сохранивших тепло
камней палатка просохла, и они провели ночь в сухом и нежарком тепле. Утром
Салахов проснулся в палатке один. Тепло все еще держалось, и Салахов полежал в
дремоте. Выйдя из палатки, он увидел ясное небо и Бога Огня у воды. Тот
неторопливо мыл пробу, взятую прямо у берега.
— Проснулся я прямо
здоровый, — сказал рабочий и радостно передернул в подтверждение плечами. —
Решил посмотреть на удачу в лоток.
Над верховьями реки висело
солнце, небо было безоблачным, и тундра, и пожелтевший кустарник сверкали
радостным желтым цветом, снег исчез.
Бог Огня положил лоток,
снял росомашью шапку и вытащил из-за отворота ее кусок лески.
— Красную тряпочку жрет,
собака. Гляди! — он преданно глянул на Салахова, метнул леску в воду и тотчас
выбросил на песок крупного темноспинного хариуса.
Бог Огня укрепил ноги в не
по росту больших сапогах, поддернул телогрейку, сдвинул лохматую шапку и стал
челноком таскать хариусов одного за другим. Вскоре весь песок вокруг него был
завален упругими отливающими перламутром рыбами.
— Хватит! — сказал
Салахов. — Остановись.
— На эту бы реку… да с
сетями, да с бочками. И горб гнуть не надо. На материке-то лазишь, лазишь с
бреднем, еле на уху наберешь. А если бы эту реку туда. А нашу воронежскую сюда.
Все равно тут населения нету, здесь и пустая река сгодится.
— Ты бы там ее за неделю
опустошил, — сказал Салахов.
— За неделю? Не-ет! —
вздохнул Бог Огня.
— Закрывай санаторий, —
распорядился Салахов.
— Может, навялим да с
собой унесем? — предложил нерешительно Бог Огня.
— Против жадности слова
силы не имеют, — усмехнулся Салахов. — Против нее автоматы нужны.
Салахов, забыв, что ему надо
брать пробу, все шагал и шагал по сухому берегу реки Ватап. Мысль о том, что
добро к людям ведет к их же освинению, была ему очень неприятна. Какая-то
безысходная мысль. По опыту армии, по опыту тюремной жизни Салахов знал, что
излишняя строгость так же озлобляет людей. «Значит, ни добром, ни страхом нас
не возьмешь, — думал он. — Но должен быть какой-то подход. Должна же быть
открытая дверь…»
И вдруг Салахов
остановился. Ответ, найденный им, был прост, очевиден. Среди множества
человеческих коллективов есть, наверное, только один, который твой. Как в армии
своя рота. Если ты нашел его — держись за него зубами. Пусть все видят, что ты
свой, ты до конца с ними. И что у тебя все на виду. Одна крыша, одна судьба.
Проблемы:
Отношение к природе
(Человек потребительски относится к природе, опустошает ее, ничего не давая
взамен)
Жадности ( К чему ведет?
Как проявляется жадность? Как бороться с жадностью? Почему нужно бороться с
жадностью?)
Как нужно относиться к
людям? (Помогать им, когда они в этом нуждаются. даже если это приводит к
разочарованию)
Как найти подход к
человеку (нужно найти золотую середину между добром и строгостью)
Роль дружбы в жизни
человека (Что значит найти "своего человека"?) (это значит найти
своего человека, за которого ты будешь держаться до конца, с которым будешь до
конца, с которым у тебя одна судьба)
отрывок из романа
"Территория" Источник: http://rustutors.ru/novosti/92-tekst-s-ege-2017-kuvaev-bog-ognya.html
Сочинение
по тексту Куваева про геологов.
Текст Куваева,
предложенный для анализа, можно разделить на 4 части. Сначала Куваев,
преимущественно использует форму диалога между неким Салаховым и неким
простудившимся Богом Огня. Читатель понимает, что это геологи, они берут пробы.
И к концу диалога становится понятно, что герои решили устроить себе баню, и кажется,
что этот простудившийся Бог Огня слишком легко отдает свой тяжелый рюкзак
заботливому Салахову. Центральная часть посвящена бане, после которой «они
провели ночь в сухом и нежарком тепле. Утром Салахов проснулся в палатке один».
Выздоровевший Бог Огня сначала взял пробу, а затем «стал челноком таскать
хариусов одного за другим. Вскоре весь песок вокруг него был завален упругими
отливающими перламутром рыбами». И читатель вместе с Салаховым становится свидетелем
необычайной жадности, охватившей Бога Огня.
«Против жадности слова
силы не имеют. Против нее автоматы нужны», - завершает очередной диалог Салахов
и, забыв о пробах, философствует, что «добро к людям ведет к их же освинению»,
а «излишняя строгость так же озлобляет людей», и приходит к простому, как ему
кажется, выводу: «Среди множества человеческих коллективов есть, наверное,
только один, который твой. Как в армии своя рота. Если ты нашел его — держись
за него зубами. Пусть все видят, что ты свой, ты до конца с ними. И что у тебя
все на виду. Одна крыша, одна судьба».
Не знаю, можно ли считать
жадность Бога Огня освинением в ответ на добро Салахова. Не знаю, как связаны
выводы Салахова с описанным эпизодом. Может, прочитав более объемный отрывок, я
бы смог найти проблему и авторскую позицию по ней более очевидную. Но по этому
тексту я могу сформулировать только проблему жадности. Вероятно, можно сказать,
что автор в лице Салахова считает жадность очень сильным чувством и что
победить жадность можно только своим коллективом, когда «одна крыша, одна
судьба».
Так как я мало знаю про
героев романа Куваева, я не могу считать описанный случай иллюстрацией проблемы
жадности: ведь, по всей вероятности, Бог Огня все же перестал ловить рыбу, «свернул
санаторий». Значит, слова Салахова все же влияют на человеческую жадность. Или
дело в том, что Салахов и Бог Огня есть тот коллектив, который «только один,
который твой»?
В литературе примеров
человеческой жадности можно найти немало, но, вот общего рецепта против
жадности, думаю, все же нет. Первой приходит на память пушкинская старуха из «Сказки
о рыбаке и рыбке»: в черновиках она хотела даже быть римскою папою. Ее корысть
не знает никакой меры: рыбка наказывает жадину, лишь когда старуха потребовала ее
саму в услужение, когда захотела быть владычицей морскою. Всегда очень жадны бажовские приказчики, а также всевозможные богатеи и угнетатели из разных
сказок народов мира, например, из индийской сказки про золотую антилопу. И наконец злободневный пример жадности - коррупция в высших эшелонах чиновников, в том числе российских, а также жадность таксистов и служащих общепита в московских аэропортах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий