ЛУЧШЕЕ ЧТЕНИЕ
МАЯКОВСКОГО:
Именно этот внутренний голос я и пытался воссоздать, а как это получилось, судить не мне.
«Облако в штанах» — это чудо, но чудо не ласкающее глаз или слух, а чудо угловатое, ребристое, хрипящее, задыхающееся. Нельзя сводить суть этой поэмы только к любовной теме. Эта поэма высоко гражданственна, потому что в ней такая ярость по отношению ко всему косному, болотному, заплесневелому, что мстительно хочет погасить своей грязной тиной любой, свободно прорывающийся эмоциональный поток в людях, осмеливающихся любить в мире ханжества и цинизма. Когда задумываешься о том, что Маяковский написал ее в 22 года, еще больше понимаешь размах его изначальной гениальности.
Мне хотелось осуществить лишь скромную попытку воссоздания внутреннего голоса поэта, его глубинных интонаций так, как я сам их чувствую и понимаю, хотя вариантов интерпретации может и должно существовать великое множество. То, что осталось в весьма несовершенных записях от голоса Маяковского, меня не убеждает в том, что так он читал всегда. Остается несомненным одно — его мощная раскатистость, подчеркивание ритмической мощи. Прекрасное дополнение к гипотезе о том, как читал сам Маяковский, — «Монолог Хлопуши» в исполнении Есенина. Несмотря на всю стилевую и духовную разницу, несмотря на взаимонепонимание и стычки, эти большие русские поэты, жившие в одну эпоху, безусловно, каким-то образом влияли друг на друга.
Читать «Облако в штанах» в точности так же, как легкое стихотворение «По морям, играя, носится с миноносцем миноносица» или даже как «Послушайте...», Маяковский явно не мог — он делал это по-другому. Читать «Облако» без выхода на крик, в чем-то близкий крику «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека», было, видимо, непредставимо, ибо вся поэма построена на неслышимом задыхания «Проведите, проведите меня к ней, я хочу видеть эту женщину...» Поэтому огромным подспорьем для чтения этой поэмы для меня были не записи самого Маяковского, не записи чтецов, а именно есенинское чтение. В нем я нашел ключ к «Облаку», постаравшись соединить надрыв большой человеческой трагедии, вырывающейся в раненый крик, с могучестью ритмического начала. Но прежде всего конечно, мне помог сам текст, если так позволительно назвать вулканическую исповедь, когда не голос, а расплавленная магма чувств выхлестывает из глотки, ломая горловые позвонки.
«Облако в штанах» — величайшая поэма о неразделенной любви, которую я когда-либо читал. Сила ее в том, что она не сглажена ретроспективностью и ее слова исторгались из поэта не воспоминательно, а перемалывая его душу в тот самый миг, когда они прорывались из души на бумагу. Не будучи таким философско тонким, как Пастернак, таким безраздельно лиричным, как Есенин, таким отточенным, как Ахматова, Маяковский, несомненно, побеждал этих своих замечательных современников своим темпераментом. Лишь Цветаева приближалась к нему по напряженности. «Облако в штанах» редко читают, и я понимаю, почему. Эта поэма рождалась мучительно, и так же мучительно ее читать. После ее прочтения чувствуешь себя как выпотрошенный, у меня было такое странное чувство, когда я ее записывал, как будто в меня вселилось нечто огромное, гораздо больше меня самого, и разламывает меня изнутри, потому что там ему тесно.
«Облако в штанах» — это чудо, но чудо не ласкающее глаз или слух, а чудо угловатое, ребристое, хрипящее, задыхающееся. Нельзя сводить суть этой поэмы только к любовной теме. Эта поэма высоко гражданственна, потому что в ней такая ярость по отношению ко всему косному, болотному, заплесневелому, что мстительно хочет погасить своей грязной тиной любой, свободно прорывающийся эмоциональный поток в людях, осмеливающихся любить в мире ханжества и цинизма. Когда задумываешься о том, что Маяковский написал ее в 22 года, еще больше понимаешь размах его изначальной гениальности. Разделение Маяковского на дореволюционного и революционного бессмысленно, ибо он был революционен всегда. Он не умер — он надорвался.
Кто сказал, что историческим документом может быть только эпика? Нет сильнее исторического документа, чем рваная сбивчивая исповедь, если она поднимается над так называемой интимностью до всечеловеческих обобщений. Маяковский так велик в этой поэме, что если бы он воскрес рядом со своим памятником в Москве, этот памятник показался бы рядом с ним лилипутом возле Гулливера. Это не искусственно созданная самограндиозность, а естественная красота темперамента этого редкого по гениальности человека. Я не тщусь считать себя учеником Маяковского, хотя в ранней юности подражал ему. У меня есть и другие любимые поэты, и мой мир не сходится на нем клином. Но не любить Маяковского невозможно — стоит лишь прислушаться к его внутреннему голосу. Именно этот внутренний голос я и пытался воссоздать, а как это получилось, судить не мне.
с Александром Васильевым («Сплин»).
"Песню „Маяк“ ты написал на стихотворение Маяковского „Лиличка!“. Ты когда его впервые прочитал?
В школе. А на экзамене читал “Вам, проживающим за оргией оргию„. Потому что там есть слово „бл…дей“. И мне это нравилось!
А учителям нравилось, когда ты произносил слово „бл…дей“?
Понимаешь, в книге было троеточие… И я тоже делал паузы: все же по книге. Я революционер — но не перед директрисой и людьми из РОНО. Я панк, но в душе.
А почему сейчас ты вспомнил о „Лиличке!“?
Залезаю в Сеть и вижу, что Андрей Тропилло (петербургский продюсер и звукорежиссер.- Прим. Time Out) выпускает сборник песен на стихи Маяковского. Играют питерские группы. Альбом выходит. И я думаю: с…ки, чего же они нас не позвали…
А кого позвали?
Ни одного известного имени! И я стал думать: если б меня позвали, на какое стихотворение я бы написал песню?.. Понятно, что на „Лиличку!“. Залез в Сеть, скачал текст, положил перед собой. И вдруг врубаюсь, что уменя есть инструменталка, на которую это можно реально читать. И я начал читать под свои аккорды: совпало все один в один! Просто мистика. Я сижу и думаю: ни фига себе, песня нарисовалась из ничего. Правда, пришлось раз пятьдесят спеть, чтобы запомнить эту ГАЛИМАТЬЮ. Особенно меня бесит строчка „отчаяньем иссечась“…
Так прямо и бесит?
Фу-у-у…Ну это нормальный литературный провал для большого поэта, обусловленный тем, что ему было лет двадцать.
Почему ты назвал песню “Прочь из моей головы„ вариантом „Маяка“?
Так она о том же самом! „Маяк“ — достаточно сопливое произведение. Те же вещи можно сказать пожестче, потому что, в конце концов, уже начало XXI века. У Маяковского (кривляется): “Дай хоть последней нежностью…„ Здесь — “fuck off, все„. Просто за эти 90 лет изменился язык. Изменилось отношение к жизни и к женщине."
МАЯКОВСКОГО:
В. Маяковский - Облако в штанах. (читает Е.Евтушенко).mp3(отрывок)
Но не любить Маяковского невозможно — стоит лишь прислушаться к его внутреннему голосу.Именно этот внутренний голос я и пытался воссоздать, а как это получилось, судить не мне.
Ев г. Евтушенко
Список стихотворений Маяковского
Евгений Евтушенко Читает Владимира Маяковского staroeradio.ru
«Облако в штанах» — это чудо, но чудо не ласкающее глаз или слух, а чудо угловатое, ребристое, хрипящее, задыхающееся. Нельзя сводить суть этой поэмы только к любовной теме. Эта поэма высоко гражданственна, потому что в ней такая ярость по отношению ко всему косному, болотному, заплесневелому, что мстительно хочет погасить своей грязной тиной любой, свободно прорывающийся эмоциональный поток в людях, осмеливающихся любить в мире ханжества и цинизма. Когда задумываешься о том, что Маяковский написал ее в 22 года, еще больше понимаешь размах его изначальной гениальности.
Мне хотелось осуществить лишь скромную попытку воссоздания внутреннего голоса поэта, его глубинных интонаций так, как я сам их чувствую и понимаю, хотя вариантов интерпретации может и должно существовать великое множество. То, что осталось в весьма несовершенных записях от голоса Маяковского, меня не убеждает в том, что так он читал всегда. Остается несомненным одно — его мощная раскатистость, подчеркивание ритмической мощи. Прекрасное дополнение к гипотезе о том, как читал сам Маяковский, — «Монолог Хлопуши» в исполнении Есенина. Несмотря на всю стилевую и духовную разницу, несмотря на взаимонепонимание и стычки, эти большие русские поэты, жившие в одну эпоху, безусловно, каким-то образом влияли друг на друга.
Читать «Облако в штанах» в точности так же, как легкое стихотворение «По морям, играя, носится с миноносцем миноносица» или даже как «Послушайте...», Маяковский явно не мог — он делал это по-другому. Читать «Облако» без выхода на крик, в чем-то близкий крику «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека», было, видимо, непредставимо, ибо вся поэма построена на неслышимом задыхания «Проведите, проведите меня к ней, я хочу видеть эту женщину...» Поэтому огромным подспорьем для чтения этой поэмы для меня были не записи самого Маяковского, не записи чтецов, а именно есенинское чтение. В нем я нашел ключ к «Облаку», постаравшись соединить надрыв большой человеческой трагедии, вырывающейся в раненый крик, с могучестью ритмического начала. Но прежде всего конечно, мне помог сам текст, если так позволительно назвать вулканическую исповедь, когда не голос, а расплавленная магма чувств выхлестывает из глотки, ломая горловые позвонки.
«Облако в штанах» — величайшая поэма о неразделенной любви, которую я когда-либо читал. Сила ее в том, что она не сглажена ретроспективностью и ее слова исторгались из поэта не воспоминательно, а перемалывая его душу в тот самый миг, когда они прорывались из души на бумагу. Не будучи таким философско тонким, как Пастернак, таким безраздельно лиричным, как Есенин, таким отточенным, как Ахматова, Маяковский, несомненно, побеждал этих своих замечательных современников своим темпераментом. Лишь Цветаева приближалась к нему по напряженности. «Облако в штанах» редко читают, и я понимаю, почему. Эта поэма рождалась мучительно, и так же мучительно ее читать. После ее прочтения чувствуешь себя как выпотрошенный, у меня было такое странное чувство, когда я ее записывал, как будто в меня вселилось нечто огромное, гораздо больше меня самого, и разламывает меня изнутри, потому что там ему тесно.
«Облако в штанах» — это чудо, но чудо не ласкающее глаз или слух, а чудо угловатое, ребристое, хрипящее, задыхающееся. Нельзя сводить суть этой поэмы только к любовной теме. Эта поэма высоко гражданственна, потому что в ней такая ярость по отношению ко всему косному, болотному, заплесневелому, что мстительно хочет погасить своей грязной тиной любой, свободно прорывающийся эмоциональный поток в людях, осмеливающихся любить в мире ханжества и цинизма. Когда задумываешься о том, что Маяковский написал ее в 22 года, еще больше понимаешь размах его изначальной гениальности. Разделение Маяковского на дореволюционного и революционного бессмысленно, ибо он был революционен всегда. Он не умер — он надорвался.
Кто сказал, что историческим документом может быть только эпика? Нет сильнее исторического документа, чем рваная сбивчивая исповедь, если она поднимается над так называемой интимностью до всечеловеческих обобщений. Маяковский так велик в этой поэме, что если бы он воскрес рядом со своим памятником в Москве, этот памятник показался бы рядом с ним лилипутом возле Гулливера. Это не искусственно созданная самограндиозность, а естественная красота темперамента этого редкого по гениальности человека. Я не тщусь считать себя учеником Маяковского, хотя в ранней юности подражал ему. У меня есть и другие любимые поэты, и мой мир не сходится на нем клином. Но не любить Маяковского невозможно — стоит лишь прислушаться к его внутреннему голосу. Именно этот внутренний голос я и пытался воссоздать, а как это получилось, судить не мне.
Ев г. Евтушенко
Александр Васильев (СПЛИН) на стихи Маяковского
Интервью Time Out
Москва.Февраль 2007 с Александром Васильевым («Сплин»).
"Песню „Маяк“ ты написал на стихотворение Маяковского „Лиличка!“. Ты когда его впервые прочитал?
В школе. А на экзамене читал “Вам, проживающим за оргией оргию„. Потому что там есть слово „бл…дей“. И мне это нравилось!
А учителям нравилось, когда ты произносил слово „бл…дей“?
Понимаешь, в книге было троеточие… И я тоже делал паузы: все же по книге. Я революционер — но не перед директрисой и людьми из РОНО. Я панк, но в душе.
А почему сейчас ты вспомнил о „Лиличке!“?
Залезаю в Сеть и вижу, что Андрей Тропилло (петербургский продюсер и звукорежиссер.- Прим. Time Out) выпускает сборник песен на стихи Маяковского. Играют питерские группы. Альбом выходит. И я думаю: с…ки, чего же они нас не позвали…
А кого позвали?
Ни одного известного имени! И я стал думать: если б меня позвали, на какое стихотворение я бы написал песню?.. Понятно, что на „Лиличку!“. Залез в Сеть, скачал текст, положил перед собой. И вдруг врубаюсь, что уменя есть инструменталка, на которую это можно реально читать. И я начал читать под свои аккорды: совпало все один в один! Просто мистика. Я сижу и думаю: ни фига себе, песня нарисовалась из ничего. Правда, пришлось раз пятьдесят спеть, чтобы запомнить эту ГАЛИМАТЬЮ. Особенно меня бесит строчка „отчаяньем иссечась“…
Так прямо и бесит?
Фу-у-у…Ну это нормальный литературный провал для большого поэта, обусловленный тем, что ему было лет двадцать.
Почему ты назвал песню “Прочь из моей головы„ вариантом „Маяка“?
Так она о том же самом! „Маяк“ — достаточно сопливое произведение. Те же вещи можно сказать пожестче, потому что, в конце концов, уже начало XXI века. У Маяковского (кривляется): “Дай хоть последней нежностью…„ Здесь — “fuck off, все„. Просто за эти 90 лет изменился язык. Изменилось отношение к жизни и к женщине."
Комментариев нет:
Отправить комментарий