суббота, 5 ноября 2016 г.

Лермонтов. 6 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов
4 часа
Урок 29

Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Метафора. Стихотворения «Утес», «Листок»

      I. Детство и юность М. Ю. Лермонтова
      Мы приветствуем учителей, которые творчески оформят начало новой темы, исходя из технических возможностей кабинета и особенностей класса. Подчеркнем, что исключительно важным для детей оказывается личное отношение к поэту самого учителя — искреннюю, без ложного пафоса любовь дети чувствуют и способны проникнуться этой любовью.
      В 5 классе ученики читали стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» и знакомились со страницами биографии поэта. Рассказ о детских годах и юности Лермонтова строим на обращении к уже известным ученикам фактам.
      — Что вы знаете о жизни и творчестве Лермонтова?
      Из курса 5 класса детям уже известны следующие факты.
      Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Детство провел в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Именно там он слышал от крестьян предания и песни об Иване Грозном, о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года. В барской усадьбе и селах мальчик видел народные праздники, развлечения, песни и пляски.
      Бабушка возила Лермонтова для лечения на Кавказ, потому что мальчик часто болел. Когда Лермонтов учился в Московском благородном пансионе, он участвовал в собраниях литературного общества, где воспитанники читали свои стихи и переводы. Лермонтов, как и многие другие, любил стихотворения и поэмы Пушкина.
      Во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге Лермонтов начал работать над собственными крупными литературными произведениями. В 1837 году на смерть А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ. Там он написал еще несколько произведений, в том числе стихотворение «Бородино», которое изучалось в 5 классе.
      В 27 лет Лермонтов погиб на дуэли.
      — Какие строки из стихотворения «Бородино» вы помните?
      Важно вспомнить с учениками как можно больше стихов из стихотворения «Бородино». Вспоминая любимое стихотворение, дети получат положительный заряд, который настроит их на продолжение знакомства с поэзией М. Ю. Лермонтова.

      Чтение статьи учебника
      Учитель выясняет, что в статье учебника (с. 153—157) является новым для шестиклассников.
      Отметим, что М. Ю. Лермонтов жил и творил во время царствования Николая I. Предложим ученикам выписать в тетради те факты, которые удивили, поразили их, заставили обратить на себя внимание.
      Если у педагога есть возможность использовать наглядные пособия, рассмотрим портрет М. Ю. Лермонтова, фотографию Дома-музея в Тарханах, репродукции картин самого поэта. Желательно, чтобы школьники услышали песню на стихи А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя...».
      — Какие черты личности поэта проявились в событиях его детства и юности?
      Ученики назовут свободолюбие, устремленность к неизведанному, к творческому воплощению жизненных впечатлений, внимание к народной жизни, любовь к природе.

      II. «Тучи»
      Дети читают в учебнике статью о создании стихотворения «Тучи» (ч. 1, с. 157; на с. 158 дан анализ стихотворения — его пока не читать). Скажем, что Кавказ в те годы был самым опасным местом Российской империи: там шла война с горцами (вспомним рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и судьбу его героя).
      Стихотворение «Тучи» читает учитель. После чтения непременно надо выдержать паузу. Не будем требовать от детей, чтобы они сразу перевели первое впечатление от знакомства со стихотворением в слова. Глубина впечатления будет зависеть от настроя класса, от исполнительского мастерства учителя и умения выдержать паузу.
      Анализ стихотворения проводим, опираясь на вопросы и задания (учебник, с. 159, ч. 1).
      Поэт обращается к тучкам с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он сам. Лермонтов называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет родины, они всю жизнь путешествуют по небу. Поэт использует прием олицетворения (вспомним, что это такое).
      — Говорим ли мы в жизни «тучки небесные»? Или мы скажем, иначе расположив слова: «небесные тучки»?
      * Инвéрсия — необычный порядок слов в предложении.
      Инверсии помогают выразить настроение устремленности, неуспокоенности, тревоги. Первое употребление инверсии «степью лазурною» привлекает внимание к прилагательному.
      Проведем небольшой эксперимент. Составим предложение так, чтобы в нем были прилагательные, затем поменяем прилагательные и существительные местами. Звучание предложения сразу изменится, станет более поэтичным.
      — Найдите инверсии в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи».
      — Чем отличается эпитет от обычного определения?
      — Два определения: «с милого севера» и «в сторону южную». Какое из определений будет эпитетом, а какое — нет?
      — Найдем другие эпитеты.
      Небо поэт называет степью лазурною, потому что оно похоже, по мнению автора, на голубую, лазурную степь. Эпитет жемчужною говорит о том, что тучи не грозовые, тяжелые и темные, а легкие, маленькие, белого цвета, как жемчуг. Эти выражения помогают нарисовать красивую картину: голубое небо, по которому плывут белые облака.
      Выражение цепью жемчужною следует назвать метафорой, потому что оно употребляется в переносном значении на основании сходства между обозначаемыми предметами.
      — Запишем в тетрадь определение метафоры.
      * Метáфора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основании сходства между предметами или явлениями.
      Предложим детям еще один, рабочий вариант определения метафоры:
      * Метафора — это скрытое сравнение.
      Словом изгнанники поэт обозначает тучки, но это слово относится и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова будто сравнивает судьбу тучек со своею судьбой. Смысл этого сравнения в том, чтобы подчеркнуть, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться из одного места в другое в поисках понимания и любви.
      Таким образом, сравнение используется автором как основа построения стихотворения. Но поэт испытывает чувства, недоступные тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы.
      Обратим внимание на интонации стихотворения. Восклицание, любование красотой, сочувствие, сомнение, мучительные вопросы, горькое разочарование и вывод: только тот, кто любит Родину, может чувствовать горечь изгнания так же глубоко, как переживает ее поэт.
      В завершение беседы можно прочитать анализ стихотворения, данный в учебнике на с. 158, ч. 1.
      Учитель прочитает стихотворение «Тучи» еще раз, потом попросит нескольких учеников прочитать его, передавая лирическую интонацию так, как дети ее чувствуют сами.

      III. «Утес», «Листок»
      Ученики, выполнявшие индивидуальные задания, выразительно читают «Утес» и «Листок». Если не было возможности дать это задание детям на дом, то во время обсуждения стихотворения «Тучи» можно предложить двум ученикам сосредоточиться на экспресс-подготовке выразительного чтения этих стихотворений: такая работа учит детей мобилизовывать свои силы. Важно дать эти задания ученикам, которые обладают артистизмом.
      Особенное внимание уделим стихотворению «Листок»: пусть его прочитает ученик, который сможет передать одиночество и потерянность листка и надменность «младой чинары». Поэт противопоставляет высокую, самовлюбленную чинару засохшему и увядшему листочку, который потерял родину. Лермонтов хочет сказать нам о том, что человек, который не страдал и не переживал, не может понять чужой беды и горя.
      — Вспомните, что такое антитеза. Есть ли антитеза в лермонтовских стихотворениях? Для чего использует антитезу поэт?
      Антитеза у Лермонтова помогает сделать стихотворения более выразительными, подчеркнуть противоречие между действительностью и мечтой, точнее передать мысли поэта.
      Подводя итоги уроку, сделаем вывод. Между «героями» лермонтовских стихотворений — утесом и дубовым листком — есть сходство: эти «герои» одиноки. Почему? Это вопрос для размышления.
      Если останется время, его можно посвятить обучению выразительному чтению.
      Детям нравится стихотворение «Листок» — может быть, потому, что его можно читать по ролям, что в словах у листка и чинары звучат характерные интонации. При чтении, возможно, дети лучше поймут то, о чем они с трудом говорят в литературоведческой беседе. Важно, чтобы они полюбили стихотворения М. Ю. Лермонтова, чтобы им захотелось выучить эти блестящие строки наизусть.

       Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений М. Ю. Лермонтова: «Тучи», «Утес» или «Листок».
     
      Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение стихотворения «Листок» по ролям.
      Подготовить выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».


Урок 30

«Три пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада. Трехсложные размеры стиха
      I. Проверка домашнего задания
      Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений и рассказы о чувствах и мыслях, которые пробуждают у учеников эти стихи.

      II. Отношение поэта к природе. «Три пальмы». Тема природы и человека
      Подготовленный ученик или учитель читает стихотворение «Три пальмы». Дадим время ученикам, чтобы пережить и осмыслить впечатление, производимое стихотворением. Затем беседуем, опираясь на вопросы и задания учебника (с. 162—163, ч. 1).
      Разделим стихотворение на части и представим картины, описанные поэтом.
      1. Пальмы.
      2. Караван.
      3. Пепел.
      Обратим внимание на эпитеты. Они помогают точнее изображать картины природы и описывать чувства.
      — Какую роль играет в стихотворении олицетворение?
      — О чем мечтали пальмы до прихода каравана? Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идет не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.
      — Как отнеслись пальмы к гостям?
      — Как поступили люди с пальмами?
      * Аллитерация (звукопись) — повторение однородных согласных звуков.
      Поэты пользуются аллитерацией для того, чтобы выделить наиболее значимые слова. С помощью звукописи читатель сможет полнее представить себе картину события, сможет понять те чувства, которые хотел передать автор.
      — Читая строки стихотворения, попытаемся вместе найти примеры аллитерации.
      Картина гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что люди каравана заботятся только о себе, что эти люди не подумали о том, что оазис может дать воду и прохладу еще и другим людям.
      Словосочетание «питомцы столетий» означает, что пальмы росли несколько веков. Пальмы предстают перед нами как люди благодаря сравнению листьев с одеждой, стволов с телами, которые изрубили и жгли до утра.
      — Сравните первую и последнюю строфы.
      Начало и конец стихотворения скреплены антитезой. Поэт противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди. М. Ю. Лермонтов использует антитезу, чтобы мы острее почувствовали печаль от разорения прекрасного уголка Земли.
      Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, и нужно беречь природные богатства.
      — Что такое сюжет?
      — Есть ли сюжет в стихотворении «Три пальмы»? Перескажите его кратко.
      — В каком из стихотворений, которые мы читали в 5 классе, есть сюжет?
      Вспомним стихотворение В. А. Жуковского «Кубок». Оно написано в жанре баллады.

      * Баллáда — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

      — Что лежит в основе сюжета стихотворения «Три пальмы»? Почему М. Ю. Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»?
      — К какому жанру мы отнесем это стихотворение?
      В заключение попросим учеников еще раз прочитать выразительно балладу «Три пальмы»: каждый читает по строфе. При этом надо стремиться к тому, чтобы между строфами не было ненужных пауз, чтобы сохранялись интонации и темп чтения: такая работа учит детей концентрировать внимание и своевременно выполнять нужные задания.

      III. Трехсложные размеры стиха
      В учебнике эта тема дается после изучения стихотворений А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова. Мы считаем необходимым перенести изучение темы трехсложных стихотворных размеров: это позволит сократить разрыв между двумя родственными темами (двусложные размеры стиха изучаются в ходе работы над лирикой А. С. Пушкина) и получить возможность тренировать поэтический слух на стихотворениях М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева.
      — Что такое хорей, ямб? Приведите примеры.
      Вопрос с подвохом:
      — «В песчаных степях аравийской земли...» Каким размером написана эта строка: ямбом или хореем?
      — Составьте схему стопы этого стихотворения.
      Стопа в этом стихотворении состоит из трех слогов. Сделаем вывод: существуют не только двусложные, но и трехсложные размеры стиха (воспользуемся статьей учебника «Трехсложные размеры стиха», с. 242—244). Подсказка для учеников: чтобы определить, какой стихотворный размер перед нами — двусложный или трехсложный, надо пропеть строку в ритме вальса. Если поется, значит, трехсложный размер стиха.
      Построим схемы размеров знакомых нам стихотворений М. Ю. Лермонтова.
Тучки небесные, вечные странники!

      Дáктиль (—́ — —)

В песчаных степях аравийской земли...
     
      Амфибрáхий (— —́ —)
      Определим размеры других стихотворений Лермонтова, приведенных в учебнике.
        «Утес» — хорей.

«Листок» — амфибрахий.
      — Если есть три слога, то возможны три варианта размеров.
      Трехсложный размер с ударением на первом слоге — дáктиль.
      Трехсложный размер с ударением на втором слоге — амфибрáхий.
      Существует трехсложный размер с ударением на третьем слоге — анáпест.
Анапест (— — —́)
      В качестве примера анапеста можно привести строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Соседка»:
Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей,
И у двери стоит часовой!
      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Листок», «Три пальмы» (по выбору ученика).
      Нарисовать рисунки к стихотворениям М. Ю. Лермонтова (по выбору ученика).
      Принести сборник произведений М. Ю. Лермонтова, включающий «Казачью колыбельную песню» и поэму «Беглец».

      Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение стихотворений «Казачья колыбельная песня», «Дары Терека» и поэмы «Беглец».


Урок 31

Кавказ в произведениях Лермонтова. «Казачья колыбельная песня». Поэма «Беглец»
Урок внеклассного чтения
      Перед началом урока учитель совместно с учениками готовит выставку рисунков учащихся на темы рассматриваемых стихотворений М. Ю. Лермонтова. Доска должна остаться свободной.

      I. Восстановление деформированного текста
      Ученики обычно с большим удовольствием работают с деформированным текстом. Удачно найденное слово или рифма вызывает у них чувство радости, как бы личной причастности к созданию художественного произведения, положительно настраивает на восприятие учебного материала. Если подобная работа не проводилась в 5 классе, то сначала предложим ученикам поработать коллективно. Задача — восстановить деформированный текст максимально близко к авторскому варианту. Цель работы — закрепить умение определять размер стиха; развивать чувство ритма и стиля у учащихся. Попутно вспоминаем, что такое эпитет, рифма.
      Заранее напишем на доске деформированный текст. В данном случае возьмем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из Гёте»:
.......... вершины
Спят во тьме ..........;
.......... долины
Полны .......... мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
      Алгоритм работы:
      1) определить размер стиха;
      2) определить количество слогов в пропущенных словах, нарисовать их черточками;
      3) определить, на какой слог падает ударение, обозначить его;
      4) предположить, к какой части речи может принадлежать пропущенное слово;
      5) подобрать подходящее слово.
      Можно предложить детям слова для справок (м. р., им. п.): свежий, ночной, горный, тихий.
      После того как соответствующие слова подобраны, читаем стихотворение целиком.

      II. Кавказ в произведениях Лермонтова
      Слово учителя

      С детства М. Ю. Лермонтов полюбил Кавказ. Бабушка возила будущего поэта на Кавказ на лечение, и мальчик полюбил эти удивительные горы. Он писал:

      «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..»

      В 1837 году А. С. Пушкин был тяжело ранен на дуэли и через несколько дней скончался. Вскоре распространилось стихотворение, в котором возмущенный голос называл истинных виновников травли и гибели поэта: царя и его приближенных. Автором этого стихотворения был М. Ю. Лермонтов. Он был сослан на Кавказ.
      Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на самом Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.
      В 1817 году царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 года, то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.
      М. Ю. Лермонтов участвовал в нескольких сражениях и считался очень храбрым офицером. Об одном из сражений он рассказал в стихотворении «Я к вам пишу случайно; право...» («Валерик»).
      47 лет длилась Кавказская война. Несколько поколений успели вырасти в напряженной атмосфере постоянной войны и опасности.
      «Казачья колыбельная песня» написана Лермонтовым под впечатлением песни казачки, которую поэт слышал в станице Червленой на Тереке.

      Подготовленный ученик читает «Казачью колыбельную песню». Класс следит за чтением стихотворения по книгам.

      Беседа
      — Какими словами описывает автор место, где живут казаки?
      — О чем мечтает казачка у колыбели сына?
      — Какой вы представляете мать-казачку?
      — Каким вы представляете казака — отца ребенка?
      Важно, чтобы дети почувствовали противоестественность того, что маленькому ребенку в колыбельной песне поют о войне. Ребенок — это радость, счастье, семейные заботы, детские забавы и игры. Война — это страх, смерть и слезы. Мать любит своего ребенка, и это еще ярче подчеркивает противоестественность войны.
      Горцы в той войне воевали за свою свободу. (Тем не менее будем помнить, что вооружение им поставляли Англия и Франция.) Горцы были храбры и отважны.
      Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец» рассказывает о судьбе труса, бежавшего с поля боя.

      Учитель или подготовленный ученик читает поэму «Беглец» (можно отрывки). Беседуем о содержании поэмы по вопросам.
      — Какие чувства испытывает Гарун, бежавший с поля брани?
      — В чей дом спешит он войти? Как относится к нему друг?
      — Почему Гарун побоялся войти в дом любимой девушки?
      — Кто сильнее всего высказал презрение к трусу?
      — Что стало с душой Гаруна?
      — Что общего в «Казачьей колыбельной песне» и в поэме «Беглец»?

      М. Ю. Лермонтов много стихотворений посвятил природе Кавказа. Она стала для него символом свободы и устремленности к высшему: «Воздух там чист, как молитва ребенка, / И люди, как вольные птицы, живут беззаботно...»
      Ученик читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».
      Мы вспоминаем Кавказ, воспетый поэтом, как место, где душа, вдохновленная красотой природы, устремляется вверх.

      III. Экскурсия по выставке рисунков
      Хорошо, если будет возможность подарить авторам лучших рисунков небольшие, но значимые для детей подарки.

      I. Восстановление деформированного текста
      Текст для работы (амфибрахий):
В .......... теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
........... башня стояла,
Чернея на .......... скале.
      Оригинальный текст:
В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
(М. Ю. Лермонтов. «Тамара»)
      Работаем по алгоритму, описанному в разработке предыдущего урока. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной.

       Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Лермонтова (для тех, кто не отвечал).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога