среда, 20 декабря 2017 г.

Сочинение по тексту Солоухина про выхухоль

 Задание 26 
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.
(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.
(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.
(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.
(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.
(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.
(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, на том берегу, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.
(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!
(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.
(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.
(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.
(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.
(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(по В.А. Солоухину*)

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».



СОЧИНЕНИЕ



В данном тексте русский советский писатель и поэт Владимир Солоухин ставит вопрос о силе материнской любви, о самопожертвовании матери.
Став свидетелем самоотверженности и героизма выхухоли, Солоухин размышляет о «невидимой связи» матерей и детей, об извечном деле матерей – «спасать своих детей».
Чтобы читатель понял степень проявленного героизма и самопожертвования маленькой выхухоли, зверька «крайне осторожного и пугливого», Солоухин сначала рассказывает о небывалом половодье, вероятно, самом масштабном для тех мест: «никогда… не было на нашей реке такого разлива, такого водополья».
Затем Владимир Солгоухин подробно описывает, как долго не мог понять, откуда писк, как нашел в ямке от сапога крохотных существ, «беспомощных, как все детеныши». Здесь читатель, конечно, понимает, что при таком разливе реки маленьким детенышам выхухоли не выжить!
Наконец, Солоухин подчеркивает, что, стараясь спасти детей, выхухоль держалась в воде на одном месте, что, встретившись своими черными глазами-бусинками с человеком, выхухоль испугалась, уплыла, но затем все же вернулась. К детям: «ведь детеныши кричали так тревожно и так призывно».
Размышляя о материнской любви и героизме выхухоли, Солоухин, пытается представить равное по масштабу бедствие для человека. И приходит к выводу, что таким бедствием может быть только война.  Конечно, понятно, что Солоухин считает, что нет меры материнской любви и самопожертвования.
Финал текста неожидан. Владимир Солоухин пишет, что вода все прибывала, дождь усиливался и что в небе «неизвестно куда и откуда летели птицы, созданные из огня и металла». С высоты, пишет Солоухин, люди кажутся мельче и беззащитнее, чем слепые детеныши выхухоли.
Таким образом, в финале Владимир Солоухин словно спрашивает людей: «неужели вы способны уничтожать собственных детей, таких слабых и беззащитных, просящих о помощи?» 

Вопрос о силе материнской любви неоднократно рассматривался в художественной литературе: сразу вспоминается «Воробей» Тургенева, Арина Власьевна с ее трогательной всепрощающей любовью к ненаглядному «Енюше» («Отцы и дети»), Пульхерия Александровна Раскольникова, которая, хоть и догадывалась и многое понимала, все же не смогла поверить, что ее «Родя» - убийца. В конце концов, даже Простакова, так жестоко преданная сыном, вызывает у читателей и зрителей сострадание. Нет предела материнской любви!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога