ЕГЭ 2016.
Как писать сочинение по русскому языку.
ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Требуется написать сочинение-рассуждение
по прочитанному тексту.
В основе любого сочинения ваше
понимание исходного текста.
Читая
любой текст, мы должны обязательно выполнить две задачи:
- во-первых, понять, что хотел сказать автор, какова его главная мысль,
т.е. в чем смысл текста;
- во-вторых, включить содержание текста в свой кругозор, в свой опыт, в свою
систему ценностей.
Если эти задачи
выполнены, то:
– готов ваш комментарий,
– ясна авторская позиция,
- включив содержание
текста в свой кругозор, откликнувшись на прочитанное, вы сможете аргументированно высказать,
согласны ли вы с автором.
Что касается
пресловутой проблемы, которую нужно сформулировать, то это всего-навсего
сложный значимый вопрос, который автор поставил, «выдвинул вперед», в переводе
с греческого, в содержании текста.
Короче, если
вы поняли, объяснили текст, то сформулировать проблему-вопрос не составит
большого труда.
Начнем!
Для примера возьмем текст Сергея
Семёновича Качалкова (род. в 1943 г.) — современный писателя-прозаика (№ 4078 от Решу ЕГЭ).
Перед
прочтением еще раз внимательно прочитаем задания по тексту (20 – 24) и само задание 25 (я оставил только
важное и выделил, на что обратить внимание). Сейчас нас интересует только чтение и анализ-комментарий исходного текста.
1. Задание 25. Напишите сочинение
по прочитанному тексту.
Сформулируйте
одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную
проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из
прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания
проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию
автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются
первые два аргумента).
Таким образом, нас интересует в задании следующее:
·Прокомментируйте – т.е.
объясните, что вы прочитали и что поняли, по-вашему.
·Включите в комментарий два
примера-иллюстрации из прочитанного текста – а
как же иначе! Мы ведь текст комментируем, значит, поясняем. Цитируем,
ссылаемся. Обращаем внимание.
·Сформулируйте позицию автора
– ясное дело! Понять авторскую мысль – главная задача
читателя.
·Согласны или не согласны Вы с
точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё
мнение аргументируйте – любой читатель дает
оценку прочитанному. Согласуясь с мнением автора и с собственными ценностями.
Обратили внимание
- я уже дважды использовал прием парцелляции.
Теперь прочитаем текст и прокомментируем его.
Мы прокомментируем
весь текст, попытаемся сделать максимально полный и содержательный комментарий.
Затем, комментируя проблему, которую мы сформулируем позднее, мы возьмем из
нашего полного комментария всего текста только то, что имеет отношение к нашей
проблеме.
(1)Сергей Николаевич
Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал
в сервисной мастерской, в самом центре города. (З)Чтобы оправдать горючее,
по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал,
если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло,
душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался
на кухню рассказывать об удивительном происшествии.
(5)Жена стояла
возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала
чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:
(7)— Мам, а почему
нельзя?
(8)— Потому что...
— раздражённо отвечала мать. (9)— Вон у отца отпрашивайся!
(10)Плетёнкин нетерпеливо
махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал
жену, начал рассказывать.
(11)— Представляете,
еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина...
(12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное
пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная...
(14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села,
довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей...
(18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня,
пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь,
как повезло!
(21)— Да-а! (22)Были
бы все пассажиры такие! — протянула жена. (23)— Ты иди мой руки и давай
садись ужинать...
(24)Плетёнкин закрылся
в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности
всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным
кольцом, слегка отрешённый взгляд... (26)Такой взгляд бывает у людей, которые
что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая
вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.
(27)И вдруг он вспомнил
её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе.
(29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала
настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось.
(30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими
улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья,
и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой
город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил
бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания
на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского,
он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить,
а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.
(34)— Ну, получается,
что я обманул тебя!
(35)— Меня? — она
улыбнулась. (36)— Разве ты меня обманул?
(37)— А кого же! —
сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.
(39)...Плетёнкин
хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и
вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей... (41)Но с отчаянием
понял, что никогда не сделает этого.
(42)— Ты чего там застрял?
(43)Всё стынет на столе! — потеряв терпение, крикнула из кухни жена.
(44)«Разве ты меня обманул?»
— вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.
(По
С.С. Качалкову*)
* Сергей Семёнович
Качалков (род. в 1943 г.) — современный писатель-прозаик.
Предлагаю
действовать так.
Озаглавим текст и
каждую его микротему (т.е. каждый абзац). Будем следить за тем, что
говорит/думает герой, и за тем, что хочет сказать автор; ключевые слова по ходу
чтения выделяем, делаем и другие пометки «для себя».
ВАЖНО ЗНАТЬ
· Любой текст состоит из
абзацев.
· Первое
предложение всегда так или иначе содержит тему текста.
· Предложение,
содержащее идею, смысл текста может быть в любой части текста.
· В простых для
понимания текстах смысл обычно - в конце текста.
· В сложных
текстах смысл, авторский замысел вообще может быть не выражен прямо,
словами.
· Каждый абзац
имеет свою микротему, которая связана с общей темой текста, но в то же время
имеет и собственную значимость (подтему).
· Любой текст
можно разбить на смысловые части. Обычно смысловых частей три.
· Почему текст
именно так, а не иначе разбит на абзацы - известно автору текста.
· Озаглавив
микротемы абзацев, мы поймем логику авторской мысли, композицию (смысловое
членение на части) текста.
Озаглавим
текст,
например, так: Разве
ты меня обманул. Или так: Были бы все пассажиры
такие! Или вот так: Удивительное происшествие.
Первый абзац содержит микротему - Плетенкин
вернулся как обычно, а душа пела, его удивительное происшествие. Также первый абзац содержит и тему всего текста: Текст про автослесаря Плетенкина. Первое
предложение в этом тексте и тема и микротема.
(1)Сергей Николаевич
Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в
половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом
центре города. (З)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал
остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно,
повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа
от радости пела, и он, едва разувшись, даже
не помыв руки, сразу же помчался на кухню
рассказывать об удивительном происшествии.
Отмечаем важное: как обычно, душа от радости пела, даже не помыв руки, помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии. Т.е. Сергей Николаевич хотел поделиться с домашним своей радостью, своей удачей – повезло.
Отмечаем важное: как обычно, душа от радости пела, даже не помыв руки, помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии. Т.е. Сергей Николаевич хотел поделиться с домашним своей радостью, своей удачей – повезло.
Микротема второго абзаца – Домашние.
(5)Жена стояла возле
раковины и мыла посуду. (6)Дочь
с недовольным видом допивала чай и, капризно
оттопырив нижнюю губу, спрашивала:
(7)— Мам, а почему
нельзя?
(8)— Потому что...
— раздражённо отвечала
мать. (9)— Вон у отца отпрашивайся!
Отмечаем важное: писатель в трех предложениях рисует
безрадостную картину домашних будней Плетенкина: раздраженная жена,
недовольно-капризная дочь. Хорошо, что писатель не рассказывает, показывает
домашних в действии, в диалоге. Самохарактеристика героев.
Микротема третьего абзаца – Удивительное
происшествие.
(10)Плетёнкин нетерпеливо
махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая
от радости, чем всегда раздражал жену,
начал рассказывать.
(11)— Представляете,
еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина...
(12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное
пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная...
(14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села,
довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей...
(18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня,
пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь,
как повезло!
(21)— Да-а! (22)Были
бы все пассажиры такие! — протянула жена. (23)— Ты иди мой руки и давай
садись ужинать...
Отмечаем важное:
сам рассказ Плетенкина лаконичен: Я ей – Она, Она – Я. Жена разделяет радость
мужа, но как-то недолго – ужинать пора! И опять писатель отмечает: нетерпеливо
махнул рукой, взвизгивая от радости, раздражал
жену.
Микротема четвертого абзаца – Плетенкин
вспоминает подробности
(24)Плетёнкин закрылся
в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая
подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные
волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый
взгляд... (26)Такой взгляд бывает у людей, которые
что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая
вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.
Отмечаем важное: Именно отрешенный взгляд пассажирки -
она посмотрела на Плетенкина, зная, что не увидит человека – заставил
Плетенкина вспомнить ее, а пропавшей вещью окажется сам Плетенкин.
Микротема пятого абзаца – реминисценции: Однажды
в одиннадцатом классе.
(27)И вдруг он вспомнил
её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе.
(29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а
теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование
в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался
проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У
неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение
на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял
первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже
не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном
балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался
ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской,
с какой смотрела и сегодня.
(34)— Ну, получается,
что я обманул тебя!
(35)— Меня? — она
улыбнулась. (36)— Разве ты меня обманул?
(37)— А кого же! —
сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.
Отмечаем важное: Разве
ты меня обманул?
Микротема шестого абзаца – Безрадостный, унылый
итог.
(39)...Плетёнкин
хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и
вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей... (41)Но
с отчаянием понял, что никогда не сделает
этого.
(42)— Ты чего там застрял?
(43)Всё стынет на столе! — потеряв терпение,
крикнула из кухни жена.
Микротема последнего абзаца - Приговор автора герою
(44)«Разве
ты меня обманул?» — вновь вспомнилось ему, и он поплёлся
есть остывающий суп.
Отмечаем важное:
Плетенкин поплелся есть остывающий суп.
Думаю, теперь,
когда текст
понятен,
когда ясна позиция
автора (44),
можно
формулировать
проблему,
выбирать из нашего полного комментария комментарий для
сформулированной проблемы,
формулировать
авторскую позицию,
соглашаться или не
соглашаться с автором,
приводя примеры, иллюстрирующие обоснованность собственной
позиции.
Пояснение от Решу ЕГЭ
Проблемы:
1. Проблема совести.
2. Проблема ценностей,
которые каждый человек определяет для себя.
Позиция автора:
1. За совершенные
поступки человек ответственен прежде всего перед самим собой, перед
своей совестью.
2. В жизни есть вещи
поважнее материальной выгоды. Иногда цель не оправдывает средства.
Герой, хорошо заработав на попутчице, наказы-вает себя – он разрушает
себя. Иногда надо останавливаться и думать, то ли ты делаешь и не велика
ли цена за содеянное.
Комментариев нет:
Отправить комментарий