воскресенье, 17 апреля 2016 г.

ЕГЭ 2016 Как писать сочинение по русскому языку. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ЕГЭ 2016. 
Как писать сочинение по русскому языку. 
ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.






Требуется написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
В основе любого сочинения ваше понимание исходного текста.

Читая любой текст, мы должны обязательно выполнить две задачи:
  • во-первых, понять, что хотел сказать автор, какова его главная мысль, т.е. в чем смысл текста; 
  • во-вторых, включить содержание текста в свой кругозор, в свой опыт, в свою систему ценностей.
Если эти задачи выполнены, то:
– готов ваш комментарий
– ясна авторская позиция
- включив содержание текста в свой кругозор, откликнувшись на прочитанное, вы сможете аргументированно высказать, согласны ли вы с автором.
Что касается пресловутой проблемы, которую нужно сформулировать, то это всего-навсего сложный значимый вопрос, который автор поставил, «выдвинул вперед», в переводе с греческого, в содержании текста.
Короче, если вы поняли, объяснили текст, то сформулировать проблему-вопрос не составит большого труда.
Начнем!
Для примера возьмем текст Сер­гея Семёновича Ка­чал­кова (род. в 1943 г.) — со­вре­мен­ный пи­са­теля-про­за­ика (№ 4078 от Решу ЕГЭ).
Перед прочтением еще раз внимательно прочитаем задания по тексту (20 – 24) и само задание 25 (я оставил только важное и выделил, на что обратить внимание). Сейчас нас интересует только чтение и анализ-комментарий исходного текста.
1. За­да­ние 25. На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.
Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.
Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).
Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та).

Таким образом, нас интересует в задании следующее:

·Про­ком­мен­ти­руй­те – т.е. объясните, что вы прочитали и что поняли, по-вашему.
·Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста – а как же иначе! Мы ведь текст комментируем, значит, поясняем. Цитируем, ссылаемся. Обращаем внимание.
·Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра – ясное дело! Понять авторскую мысль – главная задача читателя.
·Со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те – любой читатель дает оценку прочитанному. Согласуясь с мнением автора и с собственными ценностями.
Обратили внимание -  я уже дважды использовал прием парцелляции.

Теперь прочитаем текст и прокомментируем его. 

Мы прокомментируем весь текст, попытаемся сделать максимально полный и содержательный комментарий. Затем, комментируя проблему, которую мы сформулируем позднее, мы возьмем из нашего полного комментария всего текста только то, что имеет отношение к нашей проблеме.

(1)Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич Плетёнкин вер­нул­ся домой, как обыч­но, в по­ло­ви­не де­вя­то­го. (2)Он ра­бо­тал в сер­вис­ной ма­стер­ской, в самом цен­тре го­ро­да. (З)Чтобы оправ­дать го­рю­чее, по до­ро­ге домой он делал оста­нов­ку возле цен­траль­но­го рынка и под­хва­ты­вал, если, ко­неч­но, повезёт, по­пут­чи­ка. (4)Се­год­ня ему не­ска­зан­но по­вез­ло, душа от ра­до­сти пела, и он, едва ра­зув­шись, даже не помыв руки, сразу же по­мчал­ся на кухню рас­ска­зы­вать об уди­ви­тель­ном про­ис­ше­ствии.
(5)Жена сто­я­ла возле ра­ко­ви­ны и мыла по­су­ду. (6)Дочь с не­до­воль­ным видом до­пи­ва­ла чай и, ка­приз­но от­то­пы­рив ниж­нюю губу, спра­ши­ва­ла:
(7)— Мам, а по­че­му нель­зя?
(8)— По­то­му что... — раз­дражённо от­ве­ча­ла мать. (9)— Вон у отца от­пра­ши­вай­ся!
(10)Плетёнкин не­тер­пе­ли­во мах­нул рукой, прося ти­ши­ны, и, взвиз­ги­вая от ра­до­сти, чем все­гда раз­дра­жал жену, начал рас­ска­зы­вать.
(11)— Пред­став­ля­е­те, еду я се­год­ня мимо цен­траль­но­го рынка, тор­мо­зит меня какая-то жен­щи­на... (12)Про­сит, чтобы я её подвёз до за­во­до­управ­ле­ния. (13)Я гляжу: ко­жа­ное паль­то, са­пож­ки стиль­ные, ну, и на лицо такая, видно, что ухо­жен­ная... (14)Я сразу ей: три­ста!.. (15)Она даже рот от­кры­ла. (16)Ну, ни­че­го, села, довёз я её до управ­ле­ния. (17)Она вы­хо­дит и даёт мне пять­сот руб­лей... (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она по­смот­ре­ла на меня, по­жа­ла пле­чи­ка­ми и го­во­рит: «Ладно, сдачу оставь­те себе!» (20)Пред­став­ля­ешь, как по­вез­ло!
(21)— Да-а! (22)Были бы все пас­са­жи­ры такие! — про­тя­ну­ла жена. (23)— Ты иди мой руки и давай са­дись ужи­нать...
(24)Плетёнкин за­крыл­ся в ван­ной и начал на­мы­ли­вать руки, вновь и вновь про­кру­чи­вая по­дроб­но­сти всего про­ис­шед­ше­го. (25)Гу­стые чёрные во­ло­сы, тон­кие паль­цы с об­ру­чаль­ным коль­цом, слег­ка отрешённый взгляд... (26)Такой взгляд бы­ва­ет у людей, ко­то­рые что-то по­те­ря­ли, а те­перь смот­рят туда, где долж­на бы ле­жать про­пав­шая вещь, пре­крас­но зная, что там её не най­дут.
(27)И вдруг он вспом­нил её! (28)Это была На­та­ша Абро­си­мо­ва, она учи­лась в па­рал­лель­ном клас­се. (29)Ко­неч­но, она из­ме­ни­лась: была не­вид­ной дур­нуш­кой, а те­перь стала на­сто­я­щей дамой, но тоск­ли­вое разо­ча­ро­ва­ние в гла­зах оста­лось. (30)Од­на­ж­ды в один­на­дца­том клас­се он вы­звал­ся про­во­дить её, вёл ти­хи­ми улоч­ка­ми, чтобы их не ви­де­ли вме­сте. (31)У неё глаза све­ти­лись от сча­стья, и, когда он по­про­сил на­пи­сать за него со­чи­не­ние на кон­курс «Ты и твой город», она тут же со­гла­си­лась. (32)Плетёнкин занял пер­вое место, по­лу­чил бес­плат­ную путёвку в Пе­тер­бург, а после этого уже не об­ра­щал вни­ма­ния на оч­ка­стую дур­нуш­ку. (33)И толь­ко на вы­пуск­ном балу, выпив шам­пан­ско­го, он в по­ры­ве слез­ли­вой сен­ти­мен­таль­но­сти по­пы­тал­ся ей что-то объ­яс­нить, а она смот­ре­ла на него с той же уста­лой тос­кой, с какой смот­ре­ла и се­год­ня.
(34)— Ну, по­лу­ча­ет­ся, что я об­ма­нул тебя!
(35)— Меня? — она улыб­ну­лась. (36)— Разве ты меня об­ма­нул?
(37)— А кого же! — ска­зал он и глупо ух­мыль­нул­ся. (38)Она молча ушла.
(39)...Плетёнкин хмуро на­мы­ли­вал руки. (40)Он по­ду­мал, что обя­за­тель­но встре­тит её и вернёт ей две­сти, нет, не две­сти, а все пять­сот руб­лей... (41)Но с от­ча­я­ни­ем понял, что ни­ко­гда не сде­ла­ет этого.
(42)— Ты чего там за­стрял? (43)Всё сты­нет на столе! — по­те­ряв тер­пе­ние, крик­ну­ла из кухни жена.
(44)«Разве ты меня об­ма­нул?» — вновь вспом­ни­лось ему, и он поплёлся есть осты­ва­ю­щий суп.
(По С.С. Ка­чал­ко­ву*)
* Сер­гей Семёнович Ка­чал­ков (род. в 1943 г.) — со­вре­мен­ный пи­са­тель-про­за­ик.

Предлагаю действовать так. 
Озаглавим текст и каждую его микротему (т.е. каждый абзац). Будем следить за тем, что говорит/думает герой, и за тем, что хочет сказать автор; ключевые слова по ходу чтения выделяем, делаем и другие пометки «для себя».
ВАЖНО ЗНАТЬ
·        Любой текст состоит из абзацев. 
·         Первое предложение всегда так или иначе содержит тему текста. 
·         Предложение, содержащее идею, смысл текста может быть в любой части текста. 
·         В простых для понимания текстах смысл обычно - в конце текста. 
·         В сложных текстах смысл, авторский замысел вообще может быть не выражен прямо, словами. 
·         Каждый абзац имеет свою микротему, которая связана с общей темой текста, но в то же время имеет и собственную значимость (подтему). 
·         Любой текст можно разбить на смысловые части. Обычно смысловых частей три.
·         Почему текст именно так, а не иначе разбит на абзацы - известно автору текста. 
·         Озаглавив микротемы абзацев, мы поймем логику авторской мысли, композицию (смысловое членение на части) текста.
Озаглавим текст,
например, так: Разве ты меня об­ма­нул. Или так: Были бы все пас­са­жи­ры такие! Или вот так: Уди­ви­тель­ное про­ис­ше­ствие.  

Первый абзац содержит микротему - Плетенкин вернулся как обычно, а душа пела, его удивительное происшествие. Также первый абзац содержит и тему всего текста: Текст про автослесаря Плетенкина.  Первое предложение в этом тексте и тема и микротема.
(1)Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич Плетёнкин вер­нул­ся домой, как обыч­но, в по­ло­ви­не де­вя­то­го. (2)Он ра­бо­тал в сер­вис­ной ма­стер­ской, в самом цен­тре го­ро­да. (З)Чтобы оправ­дать го­рю­чее, по до­ро­ге домой он делал оста­нов­ку возле цен­траль­но­го рынка и под­хва­ты­вал, если, ко­неч­но, повезёт, по­пут­чи­ка. (4)Се­год­ня ему не­ска­зан­но по­вез­ло, душа от ра­до­сти пела, и он, едва ра­зув­шись, даже не помыв руки, сразу же по­мчал­ся на кухню рас­ска­зы­вать об уди­ви­тель­ном про­ис­ше­ствии.
Отмечаем важное: как обыч­но, душа от ра­до­сти пела, даже не помыв рукипо­мчал­ся на кухню рас­ска­зы­вать об уди­ви­тель­ном про­ис­ше­ствии. Т.е. Сергей Николаевич хотел поделиться с домашним своей радостью, своей удачей – повезло.
Микротема второго абзаца – Домашние.
(5)Жена сто­я­ла возле ра­ко­ви­ны и мыла по­су­ду. (6)Дочь с не­до­воль­ным видом до­пи­ва­ла чай и, ка­приз­но от­то­пы­рив ниж­нюю губу, спра­ши­ва­ла: 
(7)— Мам, а по­че­му нель­зя?
(8)— По­то­му что... — раз­дражённо от­ве­ча­ла мать. (9)— Вон у отца от­пра­ши­вай­ся!
Отмечаем важное: писатель в трех предложениях рисует безрадостную картину домашних будней Плетенкина: раздраженная жена, недовольно-капризная дочь. Хорошо, что писатель не рассказывает, показывает домашних в действии, в диалоге. Самохарактеристика героев.
Микротема третьего абзаца – Удивительное происшествие.
(10)Плетёнкин не­тер­пе­ли­во мах­нул рукой, прося ти­ши­ны, и, взвиз­ги­вая от ра­до­сти, чем все­гда раз­дра­жал жену, начал рас­ска­зы­вать. 
(11)— Пред­став­ля­е­те, еду я се­год­ня мимо цен­траль­но­го рынка, тор­мо­зит меня какая-то жен­щи­на... (12)Про­сит, чтобы я её подвёз до за­во­до­управ­ле­ния. (13)Я гляжу: ко­жа­ное паль­то, са­пож­ки стиль­ные, ну, и на лицо такая, видно, что ухо­жен­ная... (14)Я сразу ей: три­ста!.. (15)Она даже рот от­кры­ла. (16)Ну, ни­че­го, села, довёз я её до управ­ле­ния. (17)Она вы­хо­дит и даёт мне пять­сот руб­лей... (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она по­смот­ре­ла на меня, по­жа­ла пле­чи­ка­ми и го­во­рит: «Ладно, сдачу оставь­те себе!» (20)Пред­став­ля­ешь, как по­вез­ло! 
(21)— Да-а! (22)Были бы все пас­са­жи­ры такие! — про­тя­ну­ла жена. (23)— Ты иди мой руки и давай са­дись ужи­нать...
Отмечаем важное: сам рассказ Плетенкина лаконичен: Я ей – Она, Она – Я. Жена разделяет радость мужа, но как-то недолго – ужинать пора! И опять писатель отмечает: не­тер­пе­ли­во мах­нул рукойвзвиз­ги­вая от ра­до­стираз­дра­жал жену.
Микротема четвертого абзаца – Плетенкин вспоминает подробности
(24)Плетёнкин за­крыл­ся в ван­ной и начал на­мы­ли­вать руки, вновь и вновь про­кру­чи­вая по­дроб­но­сти всего про­ис­шед­ше­го. (25)Гу­стые чёрные во­ло­сы, тон­кие паль­цы с об­ру­чаль­ным коль­цом, слег­ка отрешённый взгляд... (26)Такой взгляд бы­ва­ет у людей, ко­то­рые что-то по­те­ря­ли, а те­перь смот­рят туда, где долж­на бы ле­жать про­пав­шая вещь, пре­крас­но зная, что там её не най­дут.
Отмечаем важное: Именно отрешенный взгляд пассажирки - она посмотрела на Плетенкина, зная, что не увидит человека – заставил Плетенкина вспомнить ее, а пропавшей вещью окажется сам Плетенкин.
Микротема пятого абзаца – реминисценции: Однажды в одиннадцатом классе.
(27)И вдруг он вспом­нил её! (28)Это была На­та­ша Абро­си­мо­ва, она учи­лась в па­рал­лель­ном клас­се. (29)Ко­неч­но, она из­ме­ни­лась: была не­вид­ной дур­нуш­кой, а те­перь стала на­сто­я­щей дамой, но тоск­ли­вое разо­ча­ро­ва­ние в гла­зах оста­лось. (30)Од­на­ж­ды в один­на­дца­том клас­се он вы­звал­ся про­во­дить её, вёл ти­хи­ми улоч­ка­ми, чтобы их не ви­де­ли вме­сте. (31)У неё глаза све­ти­лись от сча­стья, и, когда он по­про­сил на­пи­сать за него со­чи­не­ние на кон­курс «Ты и твой город», она тут же со­гла­си­лась. (32)Плетёнкин занял пер­вое место, по­лу­чил бес­плат­ную путёвку в Пе­тер­бург, а после этого уже не об­ра­щал вни­ма­ния на оч­ка­стую дур­нуш­ку. (33)И толь­ко на вы­пуск­ном балу, выпив шам­пан­ско­го, он в по­ры­ве слез­ли­вой сен­ти­мен­таль­но­сти по­пы­тал­ся ей что-то объ­яс­нить, а она смот­ре­ла на него с той же уста­лой тос­кой, с какой смот­ре­ла и се­год­ня.
(34)— Ну, по­лу­ча­ет­ся, что я об­ма­нул тебя!
(35)— Меня? — она улыб­ну­лась. (36)— Разве ты меня об­ма­нул?
(37)— А кого же! — ска­зал он и глупо ух­мыль­нул­ся. (38)Она молча ушла.
Отмечаем важное: Разве ты меня об­ма­нул?
Микротема шестого абзаца – Безрадостный, унылый итог.
(39)...Плетёнкин хмуро на­мы­ли­вал руки. (40)Он по­ду­мал, что обя­за­тель­но встре­тит её и вернёт ей две­сти, нет, не две­сти, а все пять­сот руб­лей... (41)Но с от­ча­я­ни­ем понял, что ни­ко­гда не сде­ла­ет этого. 
(42)— Ты чего там за­стрял? (43)Всё сты­нет на столе! — по­те­ряв тер­пе­ние, крик­ну­ла из кухни жена.
Микротема последнего абзаца - Приговор автора герою
(44)«Разве ты меня об­ма­нул?» — вновь вспом­ни­лось ему, и он поплёлся есть осты­ва­ю­щий суп.
Отмечаем важное: Плетенкин поплелся есть остывающий суп.

Думаю, теперь, 
когда текст понятен, 
когда ясна позиция автора (44),
можно 
формулировать проблему,
выбирать из нашего полного комментария комментарий для сформулированной проблемы, 
формулировать авторскую позицию,
соглашаться или не соглашаться с автором,
приводя примеры, иллюстрирующие обоснованность собственной позиции.

По­яс­не­ние от Решу ЕГЭ
Про­бле­мы:
1. Про­бле­ма со­ве­сти.
2. Про­бле­ма цен­но­стей, ко­то­рые каж­дый че­ло­век опре­де­ля­ет для себя.
По­зи­ция ав­то­ра:
1. За со­вер­шен­ные по­ступ­ки че­ло­век от­вет­стве­нен пре­жде всего перед самим собой, перед своей со­ве­стью.
2. В жизни есть вещи по­важ­нее ма­те­ри­аль­ной вы­го­ды. Ино­гда цель не оправ­ды­ва­ет сред­ства. Герой, хо­ро­шо за­ра­бо­тав на по­пут­чи­це, на­ка­зы-вает себя – он раз­ру­ша­ет себя. Ино­гда надо оста­нав­ли­вать­ся и ду­мать, то ли ты де­ла­ешь и не ве­ли­ка ли цена за со­де­ян­ное.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога