Постараюсь написать про все сочинения: 15.1, 15.2, 15.3.
Сейчас наша задача понять, как читать и как анализировать текст.
9 класс. Как писать сочинение по русскому языку. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Задание 15 требует написать сочинение-рассуждение на одну из трех тем
по вашему выбору: нужно дать прямой ответ на вопрос, подтвердив свое понимание примерами из текста (а в задании 15.3 - и из жизни).
Сейчас наша задача понять, как читать и как анализировать текст.
9 класс. Как писать сочинение по русскому языку. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.
В основе любого сочинения (и даже сочинения 15.1) ваше понимание
исходного текста.
Читая любой текст, мы должны обязательно выполнить две задачи:
- во-первых, понять, что хотел сказать автор, какова его главная мысль, т.е. в чем смысл текста;
- во-вторых, включить содержание текста в свой кругозор, в свой опыт, в свою систему ценностей.
Если эти задачи выполнены, то дать ответ на вопрос не составит большого
труда.
Начнем!
Для примера возьмем текст Алексина (№ 3279 от Сдам ОГЭ)
Перед прочтением
обязательно внимательно прочитайте все три варианта задания 15: в
процессе анализа текста вы сможете выбрать, какой вопрос вам больше подходит.
Итак,
прочитаем задание 15 (я оставил только важное и выделил, на что обратить
внимание).
Задание
15 . Используя
прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий:
15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного
задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания
выдающегося лингвиста А. М. Пешковского: «У каждой части речи свои
достоинства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры,
указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как Вы понимаете смысл
финала текста: «— Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься
не своими успехами, — констатировала мама. — Это, по-твоему, плохо?
— удивилась я. — Сиять отражённым светом? — Она задумалась и повторила
то, что я уже слышала от неё: — Смотря чьим светом!»
Приведите
в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих
Ваши рассуждения.
15.3 Как Вы понимаете значение
слова ДРУЖБА?
Сформулируйте
и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение
на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите
2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного
опыта.
Теперь прочитаем текст и прокомментируем его.
(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.
(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с
ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей
пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе
самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по
разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством
складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на
промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их,
сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.
(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и
исполняла их под гитару.
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без
натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление — все эти чувства сменяли друг
друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было
Машиным образом.
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как
она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.
(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы.
(15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него
обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились
ещё восхищённее.
(17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться — и я
обороняла от них Лялю.
– (18)Не живи чужой жизнью! — уговаривала меня мама, видя это.
(19)Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и
создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не
сулили.
(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко,
чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были
всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими
успехами, — констатировала мама.
– (23)Это, по-твоему, плохо? — удивилась я.
– (24)Сиять отражённым светом? — (25)Она задумалась и повторила то,
что я уже слышала от неё:
– Смотря чьим светом!
(По А. Алексину)
Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924
г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на
кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др.,
повествуют главным образом о мире юности.
ВАЖНО ЗНАТЬ
- Любой текст состоит из абзацев.
- Первое предложение всегда так или иначе содержит тему текста.
- Предложение, содержащее идею, смысл текста может быть в любой части текста.
- В простых для понимания текстах смысл обычно - в конце текста.
- В сложных текстах смысл, авторский замысел вообще может быть не выражен прямо, словами.
- Каждый абзац имеет свою микротему, которая связана с общей темой текста, но в то же время имеет и собственную значимость (подтему).
- Любой текст можно разбить на смысловые части. Обычно смысловых частей три.
- Почему текст именно так, а не иначе разбит на абзацы - известно автору текста.
- Озаглавив микротемы абзацев, мы поймем логику авторской мысли, композицию (смысловое членение на части) текста.
Предлагаю действовать так.
Озаглавим текст и каждую его микротему (т.е. каждый абзац).
Будем следить за тем, что говорит рассказчица, и за тем,
что хочет сказать автор; ключевые слова по ходу чтения выделяем, делаем и
другие пометки «для себя».
Озаглавим текст, например, так: МОЯ ШКОЛЬНАЯ ДРУЖБА с
Лялей и Машей. Действительно, первое предложение, которое всегда содержит тему
текста, об этом:
(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей
Завьяловой.
Первый
абзац - одно предложение,
значит,
это предложение – просто тема текста, своей микротемы в первом абзаце нет.
Микротема
второго абзаца – Таланты Маши
(2)Маша умела
всё: рисовать, петь,
ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей
пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было
выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на
ней хотелось сыграть,
как на гармони.
Еще можно отметить сравнение с Леонардо, гиперболическое
«умела всё», юмористическое «на ней хотелось сыграть, как на гармони». Отметим лексику:
экспериментировала, выдумывала, изобретала.
Микротема
третьего абзаца – литературный талант Маши и преклонение героини.
(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на
промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая
для потомства, а многие помнила наизусть.
В отдельный абзац Алексин выделил литературный талант Маши, отметим «для
потомства» и «помнила наизусть» лексика: противопоставлены «сочиняла, забывала»
– и «собирала, помнила, сберегая».
Микротема
четвертого абзаца – музыкальный таланты Маши
(8)С моцартовской
лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.
Эпитет «моцартовская легкость». Лексика для Маши
по-прежнему «творческая»: «перелагала, исполняла».
Микротема
пятого абзаца – лицо и образ Маши
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление —
все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
Выделим ключевые «Машины» слова: подвижным, без
натуги, отсутствие однообразия.
Микротема
шестого абзаца – вывод: первенство Маши бесспорно
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было
бесспорным.
Слегка ироничный вывод: спортивное «многоборье», «не
боролась».
Микротема
седьмого абзаца – Красота – первенство Ляли
(13)Во всём, кроме
женственности и красоты: тут первой
считалась Ляля.
Всё-таки не во всём!
Микротема
восьмого абзаца – про красавиц
(14)Красивые женщины даже во
сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться.
(16)Ляля восхищённых взоров не замечала,
и они от этого становились ещё восхищённее.
Не замечала жертвенного поклонения.
Микротема
девятого абзаца – самоирония и гордость героини
(17)Мне самой от поклонников не
приходилось обороняться — и я обороняла от них Лялю.
Микротема
одиннадцатого абзаца – «Не живи чужой жизнью»
– (18)Не живи чужой жизнью! — уговаривала меня мама, видя это.
Микротема
двенадцатого абзаца – отношение к подругам
(19)Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и
создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.
Все это сказано спокойно, без оценки.
Микротема
тринадцатого абзаца – героиня о гордости за подруг и своей «скромности»
(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко,
чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были
всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
Микротема
четырнадцатого абзаца – диалог с мамой (авторская позиция)
– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими
успехами, — констатировала мама.
– (23)Это, по-твоему, плохо? — удивилась я.
– (24)Сиять отражённым светом? — (25)Она задумалась и повторила то,
что я уже слышала от неё:
– Смотря чьим светом!
Прочитав текст, мы видим, что
писатель Алексин от лица героини рассказывает
о ее дружбе с девочками одноклассницами. Героиня сначала рассказывает про Машу
и ее талантах, а также о своей гордости за подругу и проявлениях своей дружбы.
Затем героиня рассказывает о красавице Ляле и о том, как она (героиня)
обороняла подругу от поклонников.
В конце текста Алексин от лица героини рассказывает, что сулили каждой
из трех подруг, и об отношении мамы героини к таким проявлениям дружбы дочери.
Вы видите, что, просто записав то, что я понял в тексте, я, по существу, уже ответил на вопрос 15.2.
Мне остается только тезис написать,
т.е. дать прямой ответ на вопрос «Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста». Например, такой:
Финал этого текста – это его главная мысль, то, что хотел сказать
писатель Алексин своим читателям.
Теперь вставляем в сочинение наш комментарий и
выбираем две цитаты из исходного текста.
Например, о дружбе с Машей можно вставить после «о своей
гордости за подругу и проявлениях своей дружбы» следующие слова: «(7)Я собирала
четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие
помнила наизусть». А после «что сулили каждой из трех подруг» вставим «(19)Маше
сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и создательницы
счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили».
Теперь надо написать вывод,
например, такой:
Таким образом в финале текста Алексин предлагает читателям задуматься
над вопросом: «жить чужой жизнью – сиять отраженным светом?»
Сдам ОГЭ предлагает такой вариант сочинения.
15.2 Финальные
строки текста Анатолия Алексина значимы. Мама не хочет, чтобы дочь
слепо поклонялась своим подругам — именно об этом фраза «Сиять отражённым
светом». Подумав, мама добавляет: «Смотря чьим светом!» И это существенное
добавление: мама не предлагает отказываться от подруг; если это настоящая
дружба, то можно жертвенно, бескорыстно служить близким тебе по духу
людям. Подтвердим это примерами их текста.
Героиня Алексина гордится своими подругами. Она, как
адъютант, готова следовать за ними и оказываться в нужный момент
рядом. Так, за Машей она собирает написанные и брошенные стихи (предложение
номер 7). С готовностью обороняет Лялю от надоедливых поклонников
(предложение номер 17).
Насколько естественны и бескорыстны эти поступки! Именно
так и ведут себя настоящие друзья. Сама героиня говорит об этом в предложении
номер 21: «Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более
громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства
были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли».
Таким образом, нам удалось подтвердить, что в дружбе нужно
быть готовым уступить, поставить интересы друга выше собственных, а
героиня Алексина — пример, как надо дружить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий