Владислав КРАПИВИН Мальчик со шпагой
РЕБЯТА, в этой книге рассказывается о мальчишке, который очень верил в дружбу, в честность и доброту. И считал, что все люди должны быть справедливыми друг к другу. А ещё он верил в свою сказку про всадников, которые приходят на помощь в очень трудные минуты. Верил так крепко, что не сказочные, а настоящие всадники в звёздных шлемах примчались ему на выручку, когда случилась беда...
Проверим, насколько внимательно вы прочли повесть.
РЕБЯТА, в этой книге рассказывается о мальчишке, который очень верил в дружбу, в честность и доброту. И считал, что все люди должны быть справедливыми друг к другу. А ещё он верил в свою сказку про всадников, которые приходят на помощь в очень трудные минуты. Верил так крепко, что не сказочные, а настоящие всадники в звёздных шлемах примчались ему на выручку, когда случилась беда...
Часть
первая
ВСАДНИКИ НА СТАНЦИИ РОСА
ВСАДНИКИ НА СТАНЦИИ РОСА
Хорошее было у станции название. Очень для нее
подходящее. Мальчик пришёл сюда рано утром, и, пока он брёл от дороги к домику,
брюки у него до колен вымокли от росы. Потому что кругом стояли высокие травы и
на них дрожали крупные водяные шарики. В шариках зажигались огоньки: малиновые,
золотые, синие.
Мальчик подошел к скамейке, поставил чемодан, бросил
на него потертую рыжеватую курточку, сел и стал ждать поезд.
Ждал он долго и терпеливо.
Огоньки в траве давно погасли, пришёл июльский
безоблачный полдень.
Станционный домик стоял среди лопухов и высокой
овсяницы. Он был небольшой, светло-коричневый, с белыми кружевными карнизами.
На острой башенке весело торчал жестяной петух. Он будто высматривал, не спешит
ли сюда из-за дальних лесов какой-нибудь поезд. Но поезда появлялись редко:
станция располагалась не на главной дороге, а на боковой ветке.
У
крыльца, в палисаднике, стояла гипсовая скульптура: мальчик и жеребенок.
Низенький постамент скрывался в траве, и можно было подумать, что мальчик с
жеребенком стоят прямо на земле. Будто они играли на соседнем лугу и на минутку
забежали на станцию взглянуть на круглые часы: не пора ли обедать? Наверно,
было еще не пора, потому что они затевали новую игру. Мальчик правой рукой
обнял жеребенка за шею и чуть нагнулся, словно хотел что-то ему на ухо
прошептать. Жеребенок стоял смирно, однако в каждой жилке его звенело
нетерпение. Он будто говорил: "Я тебя люблю и слушаюсь, но давай поскорее
перестанем шептаться и пойдем еще поскачем".
Так,
по крайней мере, казалось маленькому пассажиру. Ему нравились гипсовые мальчик
и жеребенок, чем-то похожие друг на друга — оба тонконогие, ловкие и,
конечно, веселые, — и он смотрел на них как на товарищей. И даже немного
им завидовал. Но все-таки они были не настоящие.
Мальчик
на скамейке вздохнул и перевел взгляд.
Дверь
в дом была открыта. В маленьком, станционном зале громыхала ведрами пожилая
уборщица. За домом поднимался зеленый солнечный бугор с редкими и очень прямыми
березами. За березами виднелись крыши и антенны дачного поселка. Еще дальше
темнел сосновый лес. Он огибал станцию с трех сторон. А на юге, за рельсовой
линией, уходили к реке светлые луга и кустарники.
Было
жарко и тихо (только ведра погромыхивали). Пахло смолой и гудроном от
разогретых шпал.
Из-за
бугра пришёл серый клочкастый пес. Ростом с козу. У него были полустоячие уши,
толстые лапы и озабоченная морда. Он сунулся было в дверь, но увидел уборщицу и
попятился, поджав похожий на веер хвост. Улизнув от двери, пес принял независимый
вид и деловито оглянулся. Тут он заметил мальчика.
С
полминуты они разглядывали друг друга с любопытством и чуть настороженно. Потом
пес медленно двинулся к мальчику и остановился в трех шагах.
— Чего
тебе? — сказал мальчик. Сказал не сердито, а с неловкостью, как говорят с
маленькими детьми, когда не умеют с ними обращаться и боятся обидеть.
Пес
нерешительно махнул хвостом. Один раз.
Мальчик
чуть улыбнулся. Щелкнул замком чемоданчика и поднял крышку. Пес сделал еще шаг,
торопливо сел, наклонил голову и совсем по-человечьи моргнул. Мальчик вынул
газетный сверток с дорожным запасом. Это были два ломтика хлеба, а между
ними — котлета. Песий хвост засвистел и замелькал, как пропеллер, с
пушистых одуванчиков стайками взлетели семена-парашютики и осели у мальчика на
брюках. Он засмеялся, разломил котлету и бросил половину псу.
Мальчик
думал, что кусок моментально исчезнет в собачьей пасти. Но пес, получив
угощение, перестал вертеть хвостом, лег и начал жевать котлету, деликатно
придерживая лапой. При этом поглядывал на мальчика благодарно и хитровато.
Другую половину котлеты мальчик съел сам.
Потом
они поделили хлеб. Он был не такой вкусный, как котлета, но пес охотно сжевал
весь кусок и выразительно посмотрел на мальчика: "Нет ли еще?"
— Все, —
сказал мальчик.
Пес
глазами показал на газету: "А это?"
— Это
же просто бумага. Видишь? — Мальчик повертел перед ним смятый газетный
лист.
Пес
не прочь был пожевать и бумагу, пропитанную таким вкусным котлетным запахом, но
мальчик не понял. Он скомкал газету и оглянулся: куда бы кинуть? Кругом было
чисто. В траве палисадника и на дорожке мальчик не заметил ни окурков, ни
бумажных клочков. К тому же сердитое побрякивание ведер напоминало, что
мусорить на станции не следует. Уборщица уже вымыла пол внутри дома и мыла
крыльцо. Мальчик подошел к ступеням.
— Скажите,
пожалуйста, куда можно бросить бумагу?
Уборщица
выпрямилась и глянула с высоты. Она сделала вид, что лишь сию секунду заметила
мальчика, хотя давно украдкой наблюдала за ним. Она знала, что от мальчишек
добра не бывает. Бывают лишь вытоптанные клумбы, шум, беспорядок, а то и окурки
по углам. Она привыкла обходиться с этим народом сурово. Но сейчас привычка
боролась в ней с симпатией к незнакомому парнишке — спокойному,
удивительно ясноглазому, не похожему на скандальных поселковых пацанов.
Наконец
она снисходительно сказала:
— Если
уж так порядок любишь, снеси вон туда, за угол. Там мусорный ящик есть.
Он
кивнул и неторопливо зашагал по тропинке, протоптанной вдоль кирпичного
фундамента. Пес неодобрительно взглянул на уборщицу и пошел за мальчиком. Они
свернули за угол.
Уборщица
смотрела мальчику вслед. "Ишь какой, — думала она со скрытым
удовольствием. — Не хулиганистый, ладненький мальчонка. Родители, видать,
культурные..."
Потом
она взглянула на скамейку, где мальчик оставил вещи. Курточка сползла со спинки
и свалилась в траву. Женщина вытерла о подол руки, спустилась с крыльца и
подняла куртку. "Из лагеря возвращается, — подумала она. — Чего
же это он один-то? Самостоятельный..."
...К
большому огорчению пса, мальчик бросил вкусную газету в побеленный дощатый ящик
и хлопнул крышкой. Пес вздохнул и сел.
— Что
вздыхаешь? — спросил мальчик. — У тебя тоже неприятности?
Пес
замахал хвостом. Он как бы говорил: "Неприятности — чушь. Если
хочешь, я готов быть веселым".
— Ты
смешной, — сказал мальчик. — Ушастый, хвостастый, блохастый.
Пес
наклонил набок голову. Одно ухо встало у него торчком, а другое совсем упало и
закрыло глаз.
Мальчик
засмеялся:
— Чучело
репейное. Как тебя зовут?
Пес
вдруг подскочил и припал на передние лапы. Он приглашал поиграть. Морда у него
стала дурашливая и озорная.
— А
ты меня нечаянно не слопаешь? — спросил мальчик.
Пес
замотал головой так, что уши захлопали: "Ни в коем случае!"
Мальчик
шлепнул его по косматому загривку:
— Ты
ляпа! Догоняй! — и помчался по траве.
Разинув
большую розовую пасть, пес рванулся за ним. Он тут же догнал мальчика и
постарался ухватить его за ногу. Мальчик споткнулся и полетел в упругие заросли
репейника. Пес вцепился в его штанину. Обрадованно заурчал. Но при этом косился
золотистым взглядом: "Тебе не больно? Ты не ушибся?"
— Эй-эй! —
крикнул мальчик. — Брысь со своими зубами! Не имеешь права!
Он
тряхнул ногой и вскочил. Пес отпрыгнул и ждал, махая хвостом.
— Смотри,
что ты грызешь, — укоризненно сказал мальчик. — Мои заграничные
штаны. На них твой портрет, а ты — зубами...
Он
повернулся к собаке задним карманом. Карман украшала кожаная заплата с
отпечатанной головой овчарки и буквами "Szагik". Это был знаменитый
Шарик из польского фильма "Четыре танкиста и собака". Но кудлатый
станционный пес не смотрел многосерийных телефильмов, и ему было все равно. Он
снова примерился, как бы сцапать мальчика за штанину.
— Ах,
ты так?!
Мальчик
прыгнул к нему и хотел повалить в траву, но пес увернулся и зигзагами бросился
наутек.
— Догоню! —
крикнул мальчик.
И
правда догнал, хотя и не сразу. Хлопнул пса по кудлатой спине:
— Ты
опять ляпа! А ну, поймай!
И
пес бросился за ним... Он понял, что такое игра в "ляпки"...
Наконец
они устали. Мальчик сел на старую шпалу в тени красной трансформаторной будки,
похожей на часовенку. Пес встал перед ним, вывесил язык и моргал желтыми
глазами.
— Ты
хороший, — сказал мальчик. — Ты совсем не чучело. Я пошутил.
Пес
одобрительно задышал, подошел вплотную и сунул морду мальчику под мышку.
— Пойдем, —
сказал мальчик. — Вдруг у меня украли чемодан со скамейки? Тогда мы с
тобой бросимся по следу и поймаем преступников. Согласен?
Пес
был на все согласен. Они пошли в станционный скверик. Чемодан оказался на
месте, куртка тоже. Да и кто их мог взять? На всей станции, кроме мальчика,
было всего три человека: в глубине дома дремал пожилой дежурный, в комнатке с
квадратным окошечком шелестела журналом кассирша, а недалеко от крыльца чистила
медный колокол уборщица. Она стояла на табурете и драила колокол тряпкой с
белым порошком. Солнце отражалось в начищенной меди, как большая лучистая
звезда.
Мальчик
и пес подошли, и уборщица глянула на них неласково. Теперь мальчик не казался
ей таким уж культурным и воспитанным. Был он помят и взъерошен, на рубашке и
брюках висели серые шарики репейника, в спутанных светлых волосах торчали
мелкие листики и обрывки травы.
— Извините, —
сказал мальчик. — Вы не знаете, как его зовут? — Он притянул к себе
пса за шею.
— Этого-то
зверя? — спросила уборщица хмуро и пренебрежительно. — Да никак его
не зовут. Как его звать, если он бесхозяйный? Как хошь, так и зови. Он на все
откликается, лишь бы кормили.
— Значит,
он ничей?
— Может,
и был чей, а сейчас не поймешь. Ребятня притащила откуда-то, а в дом никто не
пускает. Кусок кой-когда кинут, ну и все... Кто Полканом кличет, кто Жучкой,
кто Фантомасом.
— Спасибо, —
сказал мальчик. Ему хотелось еще что-то спросить, но он не решался.
Псу
было неуютно тут, рядом с сердитой женщиной, у которой в руках тяжелая тряпка.
Он переступал передними лапами и нетерпеливо поглядывал на мальчика:
"Пойдем отсюда, а?"
— Извините,
что я вас отвлекаю, — сказал мальчик. — Я только хотел спросить: если
его здесь не будет, о нем никто не станет беспокоиться?
Да
кому он нужен-то? Все равно когда-нибудь пристрелят за то, что кур гоняет.
— Видите,
почему я спрашиваю... Я хочу его взять к себе домой, если он правда ничей.
— Такую
лахудру? — изумилась уборщица. — Да мать-то вас обоих из дому веником
выгонит!
Мальчик
тихо сказал:
— Что
вы! Никто не выгонит. Значит, я могу его взять?
— Да
забирай на здоровье. Такое сокровище...
— Спасибо, —
еще раз сказал мальчик и отступил к своей скамейке.
- – Как называется п/л?
- – Как звали вожатую Серёжиного отряда?
- – Мальчишка лет восьми, худой, золотоволосый с боевой ссадиной на переносице. Кто?
- – Как Сергей объяснил попутчику, почему у него такая фамилия?
- – Кто был на станции, кроме мальчика и пса?
- – Какие клички назвала уборщица, когда Сергей спросил, как зовут пса?
- – Какого цвета была скамейка, на которой сидел мальчик?
- – Где встречались надписи «Алёша», «Азимут». «Телефон», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»?
- – Какую кличку Сергей дал псу?
- – Как зовут журналиста?
- – Название станции?
- – Он будто высматривал, не спешит ли сюда из-за дальних лесов какой-нибудь поезд? О чём?
- – Что лежало в газетном свёртке с дорожным запасом?
- – Почему Косте пришлось уехать?
- – Сколько всадников смастерил Сергей во время болезни?
- – Как незнакомец узнал, что мальчика зовут Сергей?
- – Как появилась сказка о всадниках? Что можно сказать о мальчике, сочинившем такую сказку?
- – Почему Сергею нравился вожатый Костя и не нравилась Гортензия?
- – Почему, когда исполнялась песня о горнисте Алёше Снежкове, в душе Серёжи «начинала звенеть радостная тревога?» Кто написал эту песню?
- – Почему вы так решили?
- – Почему все ребята, даже незнакомые и некрасивые, казались симпатичными и славными?
- – Почему Сергей Каховский ушёл из лагеря? Прав он или нет, как его характеризует этот поступок?
- – Что понравилось Серёже в незнакомце?
- – Почему, увидев лист в крупную клетку, журналист удивился?
- – Каково ваше отношение к Тихону Михайловичу?
- – Какую роль играют в повести «мушкетёры»?
- – Как фантазия, сказка превратилась в реальность?
- – Как вы понимаете слова: «Будь всадником сам не обязательно на коне и в шапке со звездой – не в этом главное….». А в чём же главное?!
- – Каков сам Сергей и каких людей уважает?
Комментариев нет:
Отправить комментарий