русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

четверг, 10 сентября 2015 г.

Морфемы. ШКОЛЬНЫЙ ПОМОЩНИК 5 класс

Школьный помощник

18. Морфемы – значимые части слова. Основа слова. Окончание. Правила



         Морфема – это наименьшая значимая часть слова: 
нога, выходить, загородный. 
        Главной морфемой является корень. В нём заключён основной 
смысл слова.  

        Словообразовательные морфемы служат для образования слов 
с новым лексическим значением: 
читать  –  читатель,  новый  –  обновка.  
        Формообразовательные морфемы служат для образования форм 
одного и того же слова, при этом лексическое значение слова не меняется : 
 рука, руки, руке, ... ; читаю, читаешь, читает, ... 
          К формообразовательным морфемам относятся, например, 

              окончания существительных и прилагательных в разных  
              падежных формах:  
нога, ноги, ноге, ноги, ног, … ; новый, нового, новые, новых, … ; 
              окончания глаголов в разных формах времени, лица, числа, рода: 
читаешь, читаем, читала; 
              некоторые суффиксы: 

                -ть 
  – образует неопределённую форму глагола  
читать, писать; 
                  -л-   – образует форму прошедшего времени глагола  
читал, читала. 

          Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для 
образования разных форм одного и того же слова, а также для 
связи слов в словосочетании и предложении: 
Маша смотрит интересный фильм. 
        В неизменяемых словах нет окончаний:    

                                кофе, ателье, сегодня, завтра.  

        В изменяемых словах окончание может быть и нулевым.  

        Нулевое окончание – это морфема, которая не выражена звуками  
(или буквами). Такое окончание выявляется только тогда, когда в других  
формах того же слова есть окончание, выраженное звуками (буквами):  
стол, стола, столу;   купил, купила, купили. 

          Основа изменяемого слова – это часть слова без окончания:  
ученик,  ученика,  ученику;  старательный,  старательного, старательному. 
        В основу не входят и формообразовательные суффиксы:  
читать,  читали. 
        Основа выражает лексическое значение слова. Основа неизменяемого  
слова – всё слово:  
весело (говорить),  сегодня.

2.3. Правописание гласных в корне/licey.net

ПравилоПримеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.Громоздиться – громо́здкий, воображать, образ – обра́зчик, раздражать – дра́знит, умолять – мо́лит, умалять – ма́лый.
2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е.Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло.Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).Возражать, наваждение,аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога