пятница, 25 января 2013 г.

Поэма Гоголя «Мертвые души». Материалы к уроку

Буктрейлер 

по книге Н. Гоголя 

«Мертвые души»


_________________________________________
Дмитрий Быков
Гоголь. В поисках второго тома  __________________________________________

"Игра в бисер" с Игорем Волгиным

Николай Гоголь. "Мертвые души"
Гоголь одним из первых показал, что жизнью России управляет абсурд. Чем больше абсурда, тем логичнее он выстраивается в цепочку, тем становится понятнее людям. Почему мертвые души продаются и покупаются в России?
________________________________________________
«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Соединение комического и лирического начал. Образ автора. Поэма в оценке В. Г. Белинского.

Подготовка к сочинению.


В «Мертвых душах» автор сделал такой великий шаг, что все, доселе им написанное, кажется слабым и бледным в сравнении с ними.В. ( Г. Белинский. «Похождения Чичикова,
или Мертвые души». Поэма Н. Гоголя)

I. «Мертвые души» — поэма о величии России

Рассмотрим титульный лист поэмы, изображенный Гоголем. Слово поэма начертано более крупным шрифтом, который значительно превышает по размеру основное на звание. Думается, автор хотел подчеркнуть значительность колоссального произведения, задуманного в духе древнего эпоса. Черепа и скелеты вокруг букв говорят о теме поэмы — путешествии в царство мертвых. Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде — черты быта губернского города и помещичьих усадеб, то есть России.

II. Мертвые и живые души

Важно подчеркнуть, что в названии поэмы — «Мертвые души» — соединились несовместимые понятия.

Проблемные вопросы

• Председатель московского цензурного комитета Голохвастов был возмущен столь необыкновенным названием: «Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертия». Так ли это?

• Исследователь «Божественной комедии» А. А. Асоян, опираясь на слова Данте о четырех смыслах своей поэмы, пишет: «Один из смыслов, самый первый, — это буквальный, второй — аллегорический, третий — моральный, четвертый — анагогический» (то есть влекущий ввысь), сверх смысл. Складывается мнение, что Гоголь, идя вслед за Данте, знал о таком толковании «комедии» и в свою поэму также вложил четыре смысла. Как эта мысль Данте трансформируется в поэме Гоголя?

Мертвые души — это товар, который покупает Чичиков, — души умерших крестьян. Это буквальный смысл поэмы, связанный с сюжетом. Мертвые души — это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков; у них нет души, она мертва. Это аллегорический, иносказательный, метафорический смысл поэмы. Моральный — не может быть человека без души, такого не должно произойти.

Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник». Мертвые души — это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека таится жизнь — образ Божий, значит, есть надежда на возрождение. Путь духовного возрождения открыт всем, и даже Плюшкиным, «если захотят».)

Вопросы для обсуждения
1. Есть ли в поэме живые души? В чем заключается жизнь народной души? Что Гоголь ценит и чего не прини мает в русском народе?
2. Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь? Кто вы водит заблудившегося Чичикова на правильную дорогу из по местья Коробочки и какой смысл при этом выявляется? Какие
характеристики дает Собакевичсвоим умершим крестьянам? Докажите, что в них звучит гордость за русский народ.
3. Какие качества русского человека присущи капитану Копейкину? Какие чувства вызывает его история?
4. Почему так часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу песне»? Как этот мотив связан с темой живой души?

МЕРТВЫЕ ДУШИ

В поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают «позади мертвых душ — души живые». Души талантливые, не страдающие «заблуждением» ума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души, то есть живые.(в главах V, VII и ХI.)

«Поэтика „Мертвых душ“
Почему свое прозаическое произведение, проникнутое сатирическим пафосом, Гоголь все же называет поэмой?

Соединение комического и лирического начал. Образ автора

Группа 1. «Прошлое». Как в поэме отразились традиции фольклора, истоки народной культуры? Какие пословицы, поговорки и народные приметы использует автор? Какова их смысловая и композиционная роль? Можно ли применить смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» к поэме Гоголя? Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича?

Группа 2. «Настоящее». «Комизм кроется везде, — говорил Гоголь. — Живя среди него, мы его не видим; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху». Что высмеивает Гоголь в современной ему жизни? Какими художественными средствами создаются комические эффекты? Какова роль портрета, пейзажа, детали, интерьера, диалога, иронии, сатиры и гротеска в раскрытии авторского замысла?

Группа 3. «Будущее». Какова композиционная роль лирических отступлений? На какие темы рассуждает в них автор? Как они связаны с содержанием поэмы? Что общего в лирическом отступлении «Мертвых душ» Гоголя «И во всемирной летописи человечества...» (гл. X) и «Думе» Лермонтова? Что характерно для языка лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя...» (гл. XI)? Сопоставьте языковые особенности этого лирического отступления и язык автора в описании города (гл. I). Что дает Гоголю основания верить в будущее России, в ее духовное возрождение?

• Как достигается в поэме единство комического и лирического начал?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога