Исходный текст
(1)Сегодня я увидела ребёнка...
(2)Многие говорят, что дети сегодня стали другие, и с большой радостью
объясняют: они ведут себя совсем как взрослые. (3)И ещё говорят, что теперь
дети более «смышлёные» и усваивают всё гораздо быстрее. (4)Взрослые радуются
их вопросам не к месту, а потерю - если не сказать отсутствие - наивности
расценивают как шаг вперёд в развитии юного поколения. (5)Именно поэтому
ребёнок, которого я сегодня увидела, привлёк моё внимание. (6)Он на
самом деле был ребёнком - доверчивым и бесхитростным, как и должно быть
в его возрасте, с сияющими, любопытными глазами, с живыми и
лёгкими движениями, естественными для человечка, не так давно появившегося
на свет. (7)Я видела, как он идёт, пытливо глядя на всё вокруг и стараясь
раскрыть тайну, спящую за внешней стороной предметов и событий. (8)С
его губ беспрестанно слетали вопросы - так велика была в нём жажда познания.
(9)Вопросы, которые он задавал, были простыми и одновременно
глубокими именно благодаря своей простоте. (10)Он хотел знать всё о
небе, о звёздах, о границах Вселенной. (11)Он хотел знать, почему насекомые
летают и почему у человека нет крыльев. (12)Он хотел знать, отчего
люди плачут и почему ему иногда хочется смеяться и кричать... (13)Но
родители ответили ему лишь улыбкой и шутками. «(14)И в кого только
пошёл этот малыш? (15)Он ни в чём не похож на нас... (16)И мне даже стыдно за
его вопросы, такое впечатление, что он совсем ничего не понимает...
(17)Почему ты не такой, как остальные твои товарищи? (18)Почему ты не
играешь с друзьями? (19)Сынок, что ещё я могу рассказать тебе про луну,
если не знаю больше того, что уже рассказал?»
(20)Прежде сияющий и счастливый взгляд ребёнка сделался
хмурым, как осенние небеса, на него легла тень, которая лучше тысячи
словарей могла бы рассказать, что такое грусть. (21)И мне кажется, что
именно в этот миг он утратил свою доверчивость и непосредственность и,
сам того не желая и не понимая, раньше времени повзрослел. (22)»
(23)И если сначала я увидела ребёнка, то теперь передо
мной был взрослый человек, на чьих плечах лежал груз пережитого, груз
боли и грусти. (24)Почему мы обрекаем на гибель красоту и невинность?
(25)Где тот ребёнок, который когда-то жил в нас и чей голос до сих пор должен
был бы звучать в нашем сердце, пробуждая неисчерпаемое любопытство
и потребность в любви? (26)Неужели мы больше не способны воспринимать
доброе и чистое? (27)Неужели наше взросление обязательно связано с
потерей детского умения удивляться?
(28)Печальным оказался тот день, когда я увидела этого
ребёнка.
(29) Теперь я неустанно буду всматриваться в лица окружающих
в поисках другого такого же взгляда, который поведает мне о бесхитростности
первых идеалов, ещё не загрязнённых разгулом современного ритма
жизни.
(30) Я буду искать юные, пытливые и нежные глаза; глаза,
в которых отражается тоска по небу и вечным вопросам, что находят
ответ лишь в глубине человеческой души, спящей сегодня в ожидании
лучших времён.
(По Д. С. Гусман) *
* Делия Стейнберг Гусман (род. в 1943
году) — аргентинский и испанский музыкант, философ, культуролог,
писатель, автор множества работ, книги «Сегодня я увидела...».
Сочинение по тексту Д.С. Гусман "Сегодня я увидела ребенка..."
Данный для анализа текст начинается словами «Сегодня
я увидела...» и, вероятно, входит в книгу писательницы с таким же названием.
Делия Стейнберг Гусман, аргентинская и испанская писательница, рассказывает о
ребенке, не похожем на современных детей. Делия Гусман считает, что современные
дети слишком рано начинают вести себя «совсем как взрослые», слишком рано
утрачивают детскую наивность и непосредственность. Можно сказать, что в данном
отрывке Гусман задается вопросом: почему, взрослея, люди утрачивают чистоту и
пытливость детства.
Отвечая на этот вопрос, писательница сначала с
восхищение описывает увиденного ребенка, считая наивность главной его чертой:
«Он на самом деле был ребёнком - доверчивым и бесхитростным, как и должно
быть в его возрасте». Делия Гусман пишет, что глаза этого ребенка, «сияющие,
любопытные», движения, живые, легкие, пытливый взгляд и вопросы о тайне мира
– все было в ребенке естественным, таким, каким и должно быть у «человечка,
не так давно появившегося на свет».
Затем Делия Гусман
описывает, как, не встретив заинтересованности взрослых, не найдя ответов на
свои «простые и одновременно глубокие» вопросы, ребенок «раньше
времени повзрослел». «Он усвоил жестокий жизненный урок: надо молчать,
сталкиваясь с непониманием, прятать в глубине души свои сокровенные
мечты, не говорить о прекрасном, а высказывать лишь то, что другие
хотят услышать», - выносит приговор взрослому миру писательница.
В конце своего
рассуждения Делия Гусман предлагает свое решение этой проблемы. Она пишет: «Я
буду искать юные, пытливые и нежные глаза; глаза, в которых отражается
тоска по небу и вечным вопросам, что находят ответ лишь в глубине человеческой
души, спящей сегодня в ожидании лучших времён».
Я согласен, что
взросление часто травмирует человека, лишает идеалов, делает равнодушным.
Однако так было всегда, а значит, несмотря ни на что, детство
по-прежнему остается детством.
Как сохранить чистоту
и глубину детства? Можно не терять с ним связи. Для этого нужно помнить его. А
чтобы помнить, нужно писать о детстве, например, как Сэлинджер или Брэдбери,
Толстой или Гарин-Михайловский.
А можно снимать
фильмы, как Сергей Соловьев («Сто дней после детства») или Уэс Андерсон («Королевство
полной луны»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий