суббота, 28 ноября 2015 г.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.А.ПОЛЕЖАЕВА,
г. Азов


СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Цели урока:
Знать: виды сложных предложений.
Уметь: определять вид сложного предложения, расставлять в нем знаки препинания, строить схему сложного предложения.
Попутное повторение: личные окончания глагола.
Дополнительное задание для сильных учеников: вспомните место в романе, откуда взят отрывок, найдите соответствующую строфу.
Карточка № 1
1) Сноснее многих был Евгений хоть он людей, конечно, знал.
2) Мы люб_м слушать иногда страстей чужих язык мятежный и нам он сердце шевелит.
3) А нынче все умы в тумане мораль на нас навод_т сон.
Образец ответа
1) Сноснее многих был Евгений, хоть он людей, конечно, знал (II–XIV). (СПП; средство связи – подчинительный союз хоть (уступительный); в придаточной части есть вводное слово конечно.)
2) Мы люб им слушать иногда страстей чужих язык мятежный, и нам он сердце шевелит (II–XVIII). (ССП; средство связи – сочинительный союз и (соединительный).)
3) А нынче все умы в тумане, мораль на нас навод ит сон. (БСП; постановка запятой подчеркивает отсутствие причинно-следственных связей между частями предложения.)

Карточка № 2
1) Он верил что друзья готовы за честь его принять оковы.
2) В тени хранительной дубравы он разделял ее забавы и детям прочили венцы друзья-соседы их отцы.
3) Пора пришла она влюбилась.
Карточка № 3
1) И в голос все решили так что он опаснейший чудак.
2) Он сердцем милый был невежда его лелеяла надежда.
3) Им квас как воздух был потребен и за столом у них гостям носили блюды по чинам.
Карточка № 4
1) Чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.
2) Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой над ней он голову ломал.
3) Я прежде сам его любил но надоел он мне безмерно.
Карточка № 5
1) Он пел те дальние страны где долго в лоно тишины лились его живые слезы.
2) Ему не нравились пиры бежал он их беседы шумной.
3) Зовут соседа к самовару а Дуня разлива_т чай.
Карточка № 6
1) Он верил что душа родная соединиться с ним должна.
2) Она поэту подарила младых восторгов первый сон и мысль о ней одушевила его цевницы первый стон.
3) Ей рано нравились романы они ей заменяли все.
Карточка № 7
1) Она в горелки не играла ей скучен был и звонкий смех и шум их ветреных утех.
2) Ветер ве_т и всход_т постепенно день.
3) Ждала Татьяна с нетерпеньем чтоб трепет сердца в ней затих.
Карточка № 8
1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые мелькали селы.
2) Он в том покое поселился где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился.
3) Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их.
Карточка № 9
1) Блиста_т речка льдом одета мальчишек радостный народ коньками звучно реж_т лед.
2) Ему и больно и смешно а мать грозит ему в окно.
3) В смятенье Таня торопилась пока звезда еще катилась желанье сердца ей шепнуть.
Карточка № 10
1) Кокетка суд_т хладнокровно Татьяна люб_т не шутя.
2) Теперь мы в сад перелетим где встретилась Татьяна с ним.
3) Над нею вьется Лель а под подушкою пуховой девичье зеркало лежит.
Карточка № 11
1) Короче становился день лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
2) Ей снится будто бы она идет по снеговой поляне.
3) Онегин руку замахнул и дико он очами брод_т.
Карточка № 12
1) Ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу.
2) Он молча поклонился ей но как-то взор его очей был чудно нежен.
3) Когда гремел мазурки гром в огромной зале все дрожало.
Карточка № 13
1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.
2) Ее сомнений Мартын Задека не решит но сон зловещий ей сулит печальных много приключений.
3) Заметив что Владимир скрылся Онегин скукой вновь гоним близ Ольги в думу погрузился.
Карточка № 14
1) Татьяна бедная горит ее постели сон бежит.
2) Они над шахматной доской на стол облокотясь порой сидят задумавшись глубоко и Ленский пешкою ладью берет в рассеянье свою.
3) Тревож_т ее ревнивая тоска как будто хладная рука ей сердце жмет.
Карточка № 15
1) Встает заря во мгле холодной на нивах шум работ умолк.
2) Все чувства в Ленском помутились и молча он повесил нос.
3) Где жил питомец вдохновенья две сосны корнями срослись.
Карточка № 16
1) Морозна ночь все небо ясно.
2) Меж гор лежащих полукругом пойдем туда где ручеек, виясь, бежит зеленым лугом.
3) Стада шумят и соловей уж пел в безмолвии ночей.
Карточка № 17
1) Тоска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.
2) Ты в ослепительной надежде блаженство темное зовешь ты негу жизни узнаешь.
3) И Таня вход_т в дом пустой где жил недавно наш герой.
Карточка № 18
1) Анисья тотчас к ней явилась и дверь пред ними отворилась.
2) Не зна_шь ты кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?
3) Улан умел ее пленить улан любим ее душою.
Карточка № 19
1) Ты пьешь волшебный яд желаний тебя преследуют мечты.
2) Луна обход_т дозором дальний свод небес и соловей во мгле древес напевы звучные завод_т.
3) Она забыла что дома ждут ее давно.
Карточка № 20
1) Татьяна вид_т с трепетаньем какою мыслью замечаньем бывал Онегин поражен.
2) Теперь у нас дороги плохи мосты забытые гниют.
3) Неутомимы наши тройки и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают, как забор.
Карточка № 21
1) Уселись и возок почтенный скользя ползет за ворота.
2) Как я был доволен когда церквей и колоколен садов чертогов полукруг открылся предо мною вдруг!
3) К ней дамы подвигались ближе старушки улыбались ей.
Карточка № 22
1) Неотвязчивый лорнет он обраща_т поминутно на ту чей вид напомнил смутно ему забытые черты.
2) В ней сохранился тот же тон был так же тих ее поклон.
3) Любви все возрасты покорны но юным девственным сердцам ее порывы благотворны.
Карточка № 23
1) Он счастлив если ей накин_т боа пушистый на плечо.
2) В избушке распевая дева прядет и зимних друг ночей трещит лучинка перед ней.
3) Предвижу все вас оскорбит печальной тайны объясненье.
Карточка № 24
1) Она его не замеча_т как он ни бейся.
2) Мне дорог день мне дорог час.
3) И постепенно в усыпленье и чувств и дум впада_т он а перед ним воображенье свой пестрый мечет фараон.
Карточка № 25
1) Глаза его читали но мысли были далеко.
2) Он не заботился о том какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой.
3) Вы поступили благородно вы были правы предо мной.
Карточка № 26
1) Но шпор незапный звон раздался и муж Татьянин показался.
2) Помните ль тот час когда в саду в аллее нас судьба свела?
3) На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый сбежалась челядь у ворот.

1september.ru МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.А.ПОЛЕЖАЕВА,
г. Азов


СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Очень благодарна вам за внимание к моим трудам. Хочу предложить подобранный мною дидактический материал к теме «Виды сложных предложений». Не секрет, что учащиеся 9-го класса не очень-то жалуют роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэтому, привлекая в качестве дидактического материала отрывки из изучаемого произведения, мы можем еще раз напомнить им известные или слышанные ими строки.

От редакции
Чтобы вам было легче проверить ответы сильных учеников, приводим адреса всех процитированных фрагментов. Предложите ребятам, справившимся с поиском самостоятельно, выписать целиком предложения, которые были частично приведены в карточках, и нарисовать их схемы. Стоит также, разобрав эти примеры на доске, обсудить, насколько пунктуация в различных изданиях романа А.С. Пушкина соответствует современной норме. Имейте в виду, что в разных изданиях пунктуация может не совпадать; в старших классах это стоит сделать предметом отдельного разговора.

 Тема: Сложное предложение [Всего статей по теме: 8]
  1. И. Вялых. "Интегрированные уроки. Роль различных видов сказуемых в художественном тексте" (N31/2001)
  2. Т. Кушевич. ""Сложное предложение". Комплексное повторение изученного" (N3/2002)
  3. Е. Полежаева. "Сложные предложения в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" (N3/2002)
  4. Н. Немыкина. "Синтаксис сложного предложения" (N5/2002)
  5. А. Купалова. "Материал для самостоятельной работы учпщихся 5-го класса. Синтаксис и пунктуация" (N11/2002)
  6. О. Герасикова. "Урок-повторение по теме "Сложное предложение"" (N13/2002)
  7. И. Голубева. "Марина Цветаева в письмах" (N37/2002)
  8. Г. Богданова. "Синтаксис и пунктуация" (N40/2003)

Ответы:
№ 1. 1) II–XIV 2) II–XVIII 3) III–XII
№ 2. 1) II–VIII 2) II–XXI 3) III–VII
№ 3. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXXV
№ 4. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXIII
№ 5. 1) II–X 2) II–XI 3) II–XII
№ 6. 1) II–VIII 2) II–XXII 3) II–XXIX
№ 7. 1) II–XXVII 2) II–XXVIII 3) III–XI
№ 8. 1) II–I 2) II–III 3) IV–XXXIV
№ 9. 1) IV–XLII 2) V–II 3) V–VI
№ 10. 1) III–XXIV 2) IV–XI 3) V–X
№ 11. 1) IV–XL 2) V–XI 3) V–XX
№ 12. 1) IV–XL 2) V–XXXIV 3) V–XLII
№ 13. 1) IV–XL 2) V–XXIV 3) VI–I
№ 14. 1) IV–XXIII 2) IV–XXVI 3) VI–III
№ 15. 1) IV–XLI 2) VI–XIV 3) VI–XL
№ 16. 1) V–IX 2) VII–VI 3) VII–I
№ 17. 1) III–XVI 2) III–XV 3) VII–XVII
№ 18. 1) VII–XVII 2) VIII–XVII 3) VII–VIII.IX.X
№ 19. 1) III–XV 2) III–XVI 3) VII–XV
№ 20. 1) VII–XXIII 2) VII–XXXIV 3) VII–XXXV
№ 21. 1) VII–XXXII 2) VII–XXXVI 3) VIII–XV
№ 22. 1) VIII–XVII 2) VIII–XVIII 3) VIII–XXIX
№ 23. 1) VIII–XXX 2) IV–XLI 3)  VIII – письмо Онегина к Татьяне
№ 24. 1) VIII–XXXI 2) VIII – письмо Онегина к Татьяне 3) VIII–XXXVII
№ 25. 1) VIII–XXXVI 2) II–XXIX 3) VIII–XLIII
№ 26. 1) VIII–XLVIII 2) VIII–XLII 3) VII–XXXII

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога