вторник, 20 октября 2015 г.

Четыре урока по рассказу Толстого "Кавказский пленник"

5 класс
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
4 ЧАСА
Урок первый.
Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности.
«Кавказский пленник»
 — рассказ-быль
      I. Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль


      Пятиклассники читали рассказы Л. Н. Толстого для детей из «Азбуки», например: «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Лев и собачка», «Филипок», «Акула», «Прыжок»; обычно знают о романах «Война и мир», «Анна Каренина». На уроках чтения им рассказывали о школе для крестьянских детей, организованной Львом Толстым в Ясной Поляне.
      Краткая и содержательная вводная статья дана в учебнике. 
      Учитель может рассказать о Толстом, отобрав факты, которые будут интересны детям. 
 
      23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.
      В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.
      — Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого?
      Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ).
      Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», который назвал рассказ-быль.
      — Сколько лет было Толстому, когда он написал рассказ «Кавказский пленник»?
      — Как вы думаете, что такое рассказ-быль?

      Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни.
      Затем можно прочитать материалы учебника «Из истории рассказа „Кавказский пленник“» Возможен и другой подход к этой работе: узнать об истории создания рассказа после того, как он будет прочитан, и сравнить реальную историю с художественным произведением. 

      II. «Кавказский пленник». Комментированное чтение
      Предваряя знакомство с рассказом, объясним, что Толстой называет горцев татарами, но это не обозначение национальности: во времена Толстого так называли всех мусульман вообще.
      Рассказ начинает читать учитель. 
    Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной крестьянским детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной речи считаются устаревшими. Некоторые из этих слов и выражений можно комментировать по ходу чтения, над другими стоит поработать особо.

      Домашнее задание
      Дочитать рассказ до конца.
Урок второй.
Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы
      I. Артикуляционная разминка

      II. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы
      Беседа
      Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
   
— Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
      — Кто из героев вызвал уважение, кто — неприязнь?
    — Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?

    Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

      Составление сравнительной таблицы
      Сначала обсудим значение фамилий героев.
      Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.
Вариант таблицы
КачествоЖилинКостылин
Смысл фамилииЖилы — кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами
Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги
Внешность«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
Предусмотрительность«— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».
«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)
Отношение к лошади«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...»
«...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...»
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»
Храбрость — трусость«— ...Не дамся же живой...»
«— ...С ними что робеть, то хуже»
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».
«А Костылин заробел».
«Костылин так и упал со страху»
Поведение в плену«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“».
«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
Мнение татар о пленниках«Джигит»«Смирный»
Наблюдательность, любознательность«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»
Выносливость, мужество«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает»«Костылин все отстает и охает»
Верность, преданность«...не годится товарища бросать»Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади
      Домашнее задание
      Закончить составление таблицы.
      Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».

Урок третий.
Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе
      I. Проверка домашнего задания
     
      Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды.
   Главная идея рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

      II. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни
      Беседа
    
  — Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
      Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
      Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
      Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.
      Жилин наблюдал, как одеваются татары — и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.
      Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
      — Почему старуха разбила первую куклу Дины?
      Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
      — Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
      К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
      — Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
      Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей — колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
      Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей — это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.

      III. Картины природы в рассказе
      Выразительное чтение
      Отметим, что в рассказе нет больших описаний: картины природы краткие и емкие.
      Прочитаем описание гор, которые увидел Жилин, сидя на вершине горы (глава четвертая), от слов: «Уговорил малого, пошли» — до слов: «И так думается ему, что это самое — крепость русская».
      — В чем особенность этого описания?
      Отметим, что очень мало прилагательных. Пейзаж показан будто в действии.
      — Где еще в рассказе мы видим изображение природы, словно бы активно сопровождающей действия человека?
      Читаем выразительно эпизод из главы шестой от слов: «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...» — до слов: «Только слышно, внизу речка журчит».
      Будем стремиться к тому, чтобы текст рассказа прозвучал на уроке в чтении учеников. Рассказ о втором побеге Жилина должен быть обязательно прочитан целиком.

      Домашнее задание
      Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. (Распределим класс на четыре-пять групп и предложим каждой группе поработать с текстом одной из глав.)
Урок четвертый
Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения
Урок развития речи
       I. Краткость и выразительность языка рассказа
      Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.

      Словарная работа (по группам)
      Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
      Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

      Глава первая
      Выправил отпуск — оформил отпуск.
      Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
      Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
      Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
      Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
      Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
      Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
      Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
      Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
      Трепенулась — вздрогнула.
      Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.

      Глава вторая
      Распояской — без пояса.
      Бешмет — мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
      Храп мокрый — морда мокрая.
      Галунчиком обшит. Галун — плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
      Башмачки сафьянные. Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
      На рукавах оторочено красным — рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
      Монисто из русских полтинников — ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
      Церковь ихняя, с башенкой — мечеть с минаретом.
      Чистый, как ток. Ток — площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
      Войлок — плотный толстый материал из валяной шерсти.
      Масло коровье распущено в чашке — масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
      Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь — для мытья рук.
      Ружье осеклось — ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.

      Глава третья
      Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.
      Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
      Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
      За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

      Глава четвертая
      Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
      Заробел — испытал робость, испугался.

      Глава пятая
      Овца перхает в закуте — овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
      Высожары спускаться стали. Высожары, или Стожары, или Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
      Рассолодел. Солод — продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесьрассолодел — стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

      Глава шестая
      Камень вострый — камень острый.
      Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

      Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

      II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
      В учебнике даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод. Определение композиция можно посмотреть в словаре учебника. Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.

      Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.

      — В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

      Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

      — Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
      Композиция — явление, которое знакомо детям на уровне представления.
      Композиция — построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.
      Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
      Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязкуи эпилог.
      Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
      Завязка — получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации — второму побегу Жилина.
      Развязка — Жилин успевает добежать до своих.
      (Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)
      Побеседуем по 7-му вопросу учебника:
      — Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
      Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
      Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.

      Идея — главная мысль произведения.

      Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

      Домашнее задание
      Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога