воскресенье, 28 декабря 2014 г.

10 КЛАСС. Вопросы и задания (учебник Лебедева, часть 2)

ОСТРОВСКИЙ

  1. Продумайте развернутый ответ на вопрос: «Почему, обраща­ясь к миру купечества, Островский мог создавать пьесы, имеющие общенациональное звучание?» При подготовке об­ратите внимание на детские и юношеские годы Островского, на факты его биографии, оказавшие решающее влияние на формирование его таланта.
  2. Подготовьте рассказ на тему «В чем сила и слабость само­дурства Дикого и Кабанихи».
  3. Почему песню Кулигина «Среди долины ровныя...» можно считать эпиграфом к «Грозе» (проанализируйте полный текст этой песни на слова поэта А. Ф. Мерзлякова)? Подтвердите собственными примерами из текста, как в речи всех героев «Грозы» проявляется фольклорная стихия, и объясните причину этого.
  4. Сопоставьте религиозные переживания Катерины (монологи героини в действии I, явл. 7) с религиозной атмосферой в мире Диких и Кабановых (действие I, явл. 8; действие II, явл. 1; действие III, явл. 1; действие IV, явл. 6) и объясни­те религиозные корни основного конфликта. Подготовьте рассказ о народных основах характера Катери­ны, используя учебник и подыскивая собственные примеры из текста пьесы.
  5. Проследите по тексту все эпизоды общения Катерины с Борисом и подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли считать Бориса достойным избранником Катерины?»

ТУРГЕНЕВ

  1. Вспомните уже изученные вами ранее и прочитанные летом произведения Тургенева. Опираясь на текст учебника и привлекая собственные наблюдения, продумайте сообщения в классе на следующие темы: «Преходящее и вечное в худо­жественном мироощущении Тургенева»; «Общественные взгляды Тургенева»; «Детские, юношеские и молодые годы Тургенева».
  2. Попытайтесь показать, как Тургенев раскрывает трагичес­кую природу любви в прочитанных вами или изученных в прошлые годы произведениях: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды». Почему Тургенев подвергает своих героев испытанию любовью?
  3. На основе прочитанных вами произведений Тургенева соз­дайте обобщенный портрет «тургеневской девушки». Используя тексты известных вам рассказов из «Записок охотника», покажите, как раскрывает Тургенев красоту и силу народных характеров, их единство с природой; подтвер­дите правоту Белинского, говорившего о новом подходе пи­сателя к освещению народной темы.
  4. Подготовьте сообщение о своеобразии «Записок охотника» и их роли в общественном движении и истории русской лите­ратуры второй половины XIX века.
  5. Объясните, почему в 50-60-х годах Тургенев оставляет на­родную тему и обращается к повестям и романам из жизни русского человека культурного слоя. Как изменяется облик главного героя в романах Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо» и «Накануне»?
  6. Объясните, почему в качестве образца для русских «новых людей» Тургенев предложил в романе «Накануне» не русско­го революционера, а болгарина Инсарова?
  7. Почему интерпретация романа «Накануне» в статье Добро­любова «Когда же придет настоящий день?» явилась пово­дом к разрыву Тургенева с журналом «Современник»? На основе анализа первых глав романа и особенно споров Ба­зарова с Павлом Петровичем покажите трагический харак­тер основного конфликта между «отцами» и «детьми». Что вас привлекает и отталкивает в позициях героев-антаго­нистов?
  8. С опорой на текст романа подготовьте рассказ о том, поче­му начиная с XIII главы конфликт произведения из внеш­него (Базаров и окружение) переводится во внутренний план (в душу самого Базарова).  
  9. Дайте анализ авторского описания душевного состояния Ба­зарова после его увлечения Одинцовой (гл. XVII). Покажи­те, как эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису.
  10. Проанализируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему его любовный порыв испугал героиню.
  11. Как трагическая природа конфликта раскрывается в любви Базарова к Одинцовой? 
  12. Внимательно прочтите XX и XXI главки романа и подго­товьте ответ на вопрос: «Какой жизненный урок получает Базаров под кровом родительского дома?»
  13. Прочтите сцену объяснения Базарова с Фенечкой. Ка­кую роль играет она в опровержении вульгарного взгляда Базарова на суть отношений между мужчиной и жен­щиной?
  14. Объясните роль эпилога в «Отцах и детях». С какой целью Тургенев обращается в эпилоге к пейзажу, перекликающе­муся с картиной природы в III главе романа?
  15. Опираясь на текст учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте рассказ о жизни и творчестве Тургенева конца 1860-х начала 1880-х годов.

НЕКРАСОВ

  1. На материале уже знакомых вам произведений Некрасова, используя учебник, подготовьте сообщение «О народных ис­токах мироощущения Некрасова».
  2. Используя учебник и рекомендованную учителем дополни­тельную литературу, подготовьте рассказ о детских, отроче­ских и юношеских годах Некрасова. Проиллюстрируйте конкретными примерами ярославско-костромские корни сти­хов Некрасова о народе.
  3. Проанализируйте стихотворение Некрасова «Поэт и гражда­нин» и покажите, как раскрывает в нем поэт драматические процессы в развитии русской поэзии 1860-х годов. Подготовьте развернутые ответы на вопрос: что нового внес Некрасов в поэтическое освоение народной жизни по сравне­нию со своими предшественниками? (Ролевая лирика — «В дороге», поэтическое «многоголосье» — «Школьник», «Влас»), На примере анализа стихотворений «Еду ли ночью по ули­це темной...», «Мы с тобой бестолковые люди...» продумай­те ответ на вопрос: что нового внес Некрасов в любовную лирику?
  4. На основе учебника и собственных наблюдений дайте харак­теристику лирики Некрасова 1860—1870-х годов («Элегия» и «О Муза! Я у двери гроба...»).
  5. Охарактеризуйте особенности жанра и композиции поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо», опираясь на материал учебника и собственные наблюдения.
  6. Дайте развернутый анализ «Пролога», обратив внимание на следующие вопросы: как возникает в «Прологе» эпический поэзии Некрасова, используя материалы учебника и собствен­ные наблюдения над творчеством поэта, его предшественников и современников (поэты журнала «Искра», Козьма Прутков). Составьте план рассказа о причинах успеха поэтического сбор­ника Некрасова 1856 года, обратив особое внимание на новые пути, к которым выводил автор русскую поэзию. Как меняется художественный мир Некрасова в лирике 1870-х годов? Раскройте пушкинские традиции в позднем твор­честве Некрасова на примере анализа стихотворения «Эле­гия ».
  7. Подготовьте рассказ о творческой истории поэмы-эпопеи «Ко­му на Руси жить хорошо». Какова роль сказочного времени и пространства в композиции поэмы? Попытайтесь опреде­лить свою точку зрения в споре о порядке частей в поэме-эпо­пее.
  8. Как развивает и углубляет Некрасов в главе «Помещик» те­му взаимоотношений народа и господ, поставленную еще Тур­геневым в «Хоре и Калиныче» и других рассказах «Записок охотника»?
  9. Проанализируйте песни и легенды, которые поет и рассказы­вает народ в «Пире на весь мир». Можно ли на основании этих песен и легенд говорить о неуклонном росте народного самосознания?
  10. Подготовьте сообщение на тему «Фольклор в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо».

ТЮТЧЕВ

  1. Подготовьте рассказ о малой родине Тютчева, используя учебник и рекомендованную учителем литературу. Дайте характеристику поколению «любомудров», определи­те отличие их общественной позиции от взглядов декабрис­тов, раскройте их роль в становлении самобытной русской мысли и философской лирики.
  2. В чем проявилось особое положение Тютчева среди русских писателей XIX века?
  3. Какое значение в лирике Тютчева приобретает тема траги­ческого одиночества человека в мире (на примере стихотво­рений «Silentium!» и «Нам не дано предугадать...»)? На примере предложенных учителем для анализа стихотво­рений покажите своеобразие изображения природы в фило­софской лирике Тютчева, особенности ее метафорического языка.
  4. Подберите самостоятельно и проанализируйте стихи Тютче­ва, в которых идет борьба космических и хаотических сти­хий бытия.
  5. Раскройте два лика любви в стихах Тютчева («О, как убий­ственно мы любим...» и «Я встретил вас...»). Подготовьте рассказ о переменах в поздней лирике Тютчева, используя раздел учебника «Поэтическое открытие русского космоса» и собственные наблюдения над стихами Тютчева этого периода («Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...», «Есть в осени первоначальной...», «Я встретил вас...»).


ФЕТ

  1. Подготовьте сообщение о взглядах Фета на роль поэта и поэзии на основе анализа стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую...».
  2. Проанализируйте стихотворение Фета «Вечер». Обратите внимание на звуковой ряд поэтических строк. Раскройте своеобразие метафорического строя пейзажной ли­рики Фета на примере анализа стихотворений «Пчелы» и «Это утро, радость эта...».
  3. Выделите особенности любовной лирики Фета, анализируя стихотворения «Шепот, робкое дыханье...» и «Сияла ночь. Луной был полон сад...».
  4. Подумайте над тем, что сближает лирику Фета с поэзией Пушкина и чем она отличается от пушкинских стихов.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

  1. Составьте развернутый план рассказа о детстве, отрочестве и юности Салтыкова-Щедрина. Какие детские и юношеские впечатления повлияли на формирование сатирического та­ланта писателя? Какие впечатления вынес Салтыков из Вятской ссылки?
  2. Сформулируйте главную проблему «Истории одного города» и подтвердите это конкретными примерами из текста произ­ведения.
  3. Расскажите, привлекая собственные наблюдения, о смеше­нии времен, сатирическом гротеске, сатирической фантасти­ке, сатирическом пародировании как основных художест­венных средствах, которыми пользуется автор в «Истории одного города». Раскройте их содержательный смысл. Проследите по тексту противоречивые и парадоксально не­совместимые характеристики, которые дает автор городу Глупову, и докажите, что с помощью соединения несоедини­мого он добивается углубления и расширения масштаба сво­их сатирических обличений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога