пятница, 28 марта 2014 г.

Склонение местоимений

Личные местоимения

Формы косвенных падежей личных местоимений имеют основу, отличную от формы именительного падежа.


Местоимения ЯТЫ могут обозначать лицо как мужского, так и женского пола: я согласен — я соглана, ты пришёл — ты пришла.
Местоимения ОНОНООНАОНИ с непроизводными предлогами приобретают начальное Нс ними, о них, перед ней.



1-е лицо
2-е лицо
3-е лицо
И.
я, ты
мы, вы
он (оно), она, они
Р.
меня, тебе
нас, вас
его, её, их
Д.
мне, тебе
нам, вам
ему, ей, им
В.
меня, тебя
нас, вас
его, её, их
Т.
мной (-ю), тобой (-ю)
нами, вами
им, ей (-ю), ими
П.
(обо) мне, (о) тебе
(о) нас, (о) вас
(о) нём, (о) ней, (о) них


Возвратное местоимение СЕБЯ

Возвратное местоимения СЕБЯ не имеет формы именительного падежа.
В косвенных падежах изменяется по модели местоимения ТЫ.


И.
 —
Р.
себя
Д.
себе
В.
себя
Т.
собой (-ю)
П.
(о) себе

Притяжательные местоимения МОЙ, ТВОЙ, СВОЙ, ВАШ, НАШ
Указательные местоимения ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ
Вопросительные и относительные местоимения КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ
Определительные местоимения САМЫЙ, САМ, ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, ИНОЙ

Эти местоимения склоняются по типу прилагательных.

Местоимения
мужского и среднего рода
Местоимения
женского рода
Местоимения
множественного числа
И.
мой, этот, моё, это
моя, эта
мои, эти
Р.
моего, этого
моей, этой
моих, этих
Д.
моему, этому
моей, этой
моим, этим
В.
мой, этот, моё, это
моего, этого
мою, эту
мои, эти
моих, этих
Т.
моим, эти
моей (-ю), этой (-ю)
моими, этими
П.
(о) моём, (об) этом
(о) моей, (об) этой
(о) моих, (об) этих


Местоимения САМ, САМЫЙ в некоторых формах различаются только ударением.

мужской и средний род
женский род
множественное число
И.
с`амый, с`амое
сам, сам`о
с`амая
сам`а
с`амый
с`ами
Р.
с`амого
самог`о
с`амой
сам`ой
с`амых
сам`их
Д.
с`амому
самом`у
с`амой
сам`ой
с`амым
сам`им
В.
с`амый, с`амое
с`амого
сам, сам`о
самог`о
с`амую
сам`у
с`амые
с`амых
с`ами
сам`их
Т.
с`амым
сам`им
с`амой(-ю)
сам`ой(-ю)
с`амыми
сам`ими
П.
(о) с`амом
(о) сам`ом
(о) с`амой
(о) сам`ой
(о) с`амых
(о) сам`их


Местоимение ВЕСЬ (ВСЁ, ВСЯ, ВСЕ) имеет особые формы в творительном падеже единственного числа мужского и среднего рода и во всех формах множественного числа.

мужской и средний
род
женский
род
множественное
число
И.
весь (всё)
вся
все
Р.
всего
всей
всех
Д.
всему
всей
всем
В.
весь (всё)
всего
всю
все
всех
Т.
всем
всей
всеми
П.
(обо) всём
(обо) всей
(обо) всех


Вопросительные и относительные местоимения КТО, ЧТО
Отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО, НЕКОГО, НЕЧЕГО

При склонении в косвенных падежах имеют супплетивные основы, то есть отличные от основы именительного падежа.
Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы именительного падежаНЕЧЕГОне имеет и формы винительного.
И.
кто, что
никто, ничто

Р.
кого, чего
никого, ничего 
некого, нечего
Д.
кому, чему
никому, ничему
некому, нечему
В.
кого, что
никого
некого
Т.
кем, чем
никем, ничем
некем, нечем
П.
(о) ком, (о) чём
ни о ком, ни о чём
не о ком, не о чем

Местоимения НИКТОНИЧТОНЕКОГОНЕЧЕГО в косвенных падежах с предлогами пишутся в три слова (предлог стоит после приставки): ни у кого, ни у чего, ни к кому, ни к чему, ни с кем, ни с чем, не к кому, не к чему, не у кого, не с чего, не с кем, не с чем.

Местоимения НИЧТО в винительном падеже употребляется только с предлогом:ни на чём.


Неопределённое местоимение НЕКИЙ

В отдельных падежах имеет варианты форм.

мужской и средний
род
женский
род
множественное
число
И.
н`екий (некое)
н`екая
н`екие
Р.
н`екоего
н`екоей, н`екой
н`екоих, н`еких
Д.
н`екоему
н`екоей, н`екой
н`екоим, н`еким
В.
н`екий (н`екое),
н`екоего
н`екую
н`екие
н`екоих, н`еких
Т.
н`екоим, н`еким
н`екоей, н`екою
н`екоими, н`екими
П.
(о) н`екоем
(о) н`екоей, (о) н`екой
(о) н`екоих, (о) н`еких

Отрицательное местоимений НИК`ОЙ

Употребляется только в выражении НИК`ОИМ ОБРАЗОМ в значении "никак, ни в каком случае".


Неопределённые местоимения с суффиксами -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ

Склоняются по образцу соответствующих относительных и вопросительныхместоимений.


Определительные местоимения ТАКОВ, КАКОВ
Неопределённые местоимения НЕКТО, НЕЧТО 
НЕ СКЛОНЯЮТСЯ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога