среда, 26 марта 2014 г.

В.П. Астафьев «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ»

Деревенская фотография—своеобычная летопись нашего народа, настенная его история.
Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством В. П. Астафьева;
— развитие читательских умений школьников;
— повторение теоретико-литературных понятий:
«автобиографическая проза», «образ рассказчика»,
«образ автора», «речевая характеристика героя»;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение;
— формирование реалистичного представления об окружающей жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

1. Слово учителя (возможна презентация).

Виктор Петрович Астафьев — один из крупнейших писателей современности, уже при жизни признанный классик русской литературы XX века.
Творчество его отражает переломные моменты в истории нашей страны, духовное и нравственное состояние современного общества.
В. П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в крестьянской семье.
Отец будущего писателя рано оставил семью, а мать утонула. Лишившись родителей, Витя Астафьев стал жить в семье дедушки и бабушки. Затем он воспитывался в детском доме, нередко беспризорничал.
После окончания 6 класса поступил в школу ФЗО1, окончив которую уже во время войны «работал близ города Красноярска на станции Базаиха составителем поездов». Оттуда осенью 1942 года он ушел добровольцем на фронт, был разведчиком, связистом, шофером. Участвовал во многих боях, в том числе и крупных (например, Курская дуга), был тяжело ранен, контужен.
«Демобилизовался из армии осенью 1945 года. Жена моя тоже была солдатом, и мы приехали в ее родной уральский город — Чусовой. Устроиться и работать тогда не так уж просто было...А мы вон, два орла-молодожена, спорхнули в жизнь с продовольственными талончиками на полмесяца. Я, вдобавок ко всему, в летнем обмундировании, в сапогах и пилотке, а на дворе ноябрь.Работал я сначала где придется, затем в горячий цех попал — ребятишки пошли, кормить их надо, зарабатывать побольше. Но здоровьишко на войне оставлено. Предложили врачи идти на легкую работу. Но город весь из металлургов состоит, в нем жизнь и работа трудная. Пометался, пометался и стал вагоны с дровами разгружать, затем мясные туши для колбасного завода» (В. П. Астафьев).
Только к началу 1950-х годов Виктор Астафьев стал осознавать себя не просто журналистом, а писателем: в 1951 году в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ — «Гражданский человек» («Сибиряк»), произведение о фронтовом друге писателя. Уже в 1953 году в Перми был издан первый сборник рассказов В. Астафьева. За ним последовали книги для детей: «Огоньки», «Зорькина песня», «Васюткино озеро», «Дядя Кузя, лиса, кот» и др. В 1958 году вышел в свет первый роман писателя — «Тают снега». В этом же году В. П. Астафьев был принят в Союз писателей СССР. Позднее он вспоминал:
«Я считаю свою литературную судьбу удачливой. Пермское издательство, отделение Союза писателей, старшие писатели многое сделали для меня. Разумеется, не последнюю роль сыграла и играет в моей писательской судьбе моя истовая работоспособность..
В 1959 году одно за другим появляются в печати произведения молодого писателя: повести «Стародуб» и «Перевал», рассказ «Солдат и мать». Именно в произведениях этого периода обозначились некоторые темы и проблемы, которым В. Астафьев так и останется верен на протяжении всего своего творческого пути: связь человека со своими народом, своей
историей; связь человека и природы; особенности «сибирского» характера.
1960-е годы были не менее плодотворны для Виктора Астафьева: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит война», «Последний поклон» (первые главы).
Эти произведения рассказывают о трудностях становления человеческого характера, о формировании его в трагическое для страны время (1930—1940-е годы). Все они в той или иной степени носят автобиографический характер, так как писатель изобразил судьбу их героев похожей на свою судьбу, полную драматизма, поисков смысла жизни.
«В произведениях этого периода впервые проявился и талант Астафьева-рассказчика, способного поразить читателя философскими размышлениями о смысле бытия, лиризмом повествования и народным юмором, яркостью бытовых зарисовок, глубиной обобщений» (Г. В. Пранцова).
В 1960-е годы Астафьев пытается также осмыслить особенности русского национального характера, обращает внимание на самые острые вопросы общественной жизни. Этому он посвящает серию рассказов: «Солдат и мать», «Старая лошадь», «Еловая ветка», «Тревожный сон», «Ясным ли днем» и др. Герой этих произведений — человек из народа,
трудолюбивый, стойкий перед ударами судьбы, по-житейски мудрый, красивый душой. К 1970-м годам уже «сложился облик Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования» (Т. Вахитова). В 2001 году в журнале «Новый мир» (№ 1) было
опубликовано последнее произведение В. П. Астафьева — рассказ «Пролетный гусь». В центре повествования — судьба солдата, вернувшегося с войны и оказавшегося в родной стране никому не нужным. Послевоенная эпоха воспринимается писателем как эпоха трагическая.
29 ноября 2001 года ушел от нас удивительный писатель Виктор Петрович Астафьев.

В 5 и 6 классах вы изучали рассказы В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой». Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом писателя Астафьева — «Фотография, на которой меня нет». Ведущая тема всех названных произведений —
тема детства или тема взросления человека. Обращение к этой теме позволяет писателю проследить процесс духовного становления человека, раскрывает многие нравственные проблемы нашего общества в XX веке. Кроме того, «автобиографические жизнеописания» Астафьева из книги «Последний поклон», являясь прозой яркой, высокохудожественной, помогут нам образно и полно представить прошлое России, 1930-е годы, причем прошлое не столичное или просто городское, а деревенское, глубинное — сибирское.

2. Сообщение учащегося.

Книга В. П. Астафьева «Последний поклон». Книга «Последний поклон» создавалась В. П. Астафьевым на протяжении двадцати лет. Она являет собой художественный «портрет» эпохи 1930—1940-х годов, своеобразную
«исповедь поколения, детство которого пришлось на годы „великого перелома“, а юность — „на огненные сороковые“» (Т. Вахитова). 
И поэтому главная тема этой книги — воспоминания о детстве, вернее, о тех впечатлениях, что были силой памяти писателя вынесены из далеких 30-х годов, трудных, обездоленных, но... бесконечно светлых и дорогих.
Главный герой произведения — Витя Потылицын, деревенский мальчишка, сирота, живущий в далекой Сибири в такие же далекие от нас 1930-е годы. Это «сквозной» образ, объединяющий отдельные рассказы в единое повествование. Образ, безусловно, автобиографичный, как и автобиографична сама повесть «Последний поклон» (сам Астафьев свои произведения «Последний поклон» и «Царь-рыба» называл «повествованием в рассказах»). «Прозрачна» замена имени главного героя. Его зовут Витька Потылицын
(имя — автора рассказа, но фамилия героя другая — это фамилия матери писателя). Витька Потылицын может быть сколько угодно похож на Виктора Астафьева, но он назван иначе, и тем самым существует на правах вымышленного героя:
«...автор есть момент художественного целого и как таковой не может совпадать в целом с героем, другим моментом его».
«Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить „миром“, спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость. Через бабушку Катерину Петровну... через „сродственников“ Витя Потылицын в работе, в различных будничных заботах постигал русскую сибирскую общинную традицию, нравственные
нормы, истину здравого смысла» (Т. Вахитова).
Отличительная особенность автобиографических произведений заключается в том, что художественное повествование строится на фактическом материале, на наиболее значительных и памятных событиях жизни писателя. Но в то же время автобиографическое произведение не «протоколирование» жизни автора, а художественное произведение, так как «любой рассказ о действительно бывшем содержит элемент недостоверности, произвольности». Писатель, взрослый, умудренный жизнью человек, пишет о том, что было
много лет назад. В. П. Астафьев «преображает» реальную действительность, т. е. прибегает к вымыслу как средству полного, яркого выражения того, что хочет сказать о своем мире — мире деревенского детства.

В рассказе «Фотография, на которой меня нет»

хорошо видна особенность его композиции, свойственная всем автобиографическим произведениям В. П. Астафьева. Рассказчик выступает как бы в двух лицах: подростком во время описываемых событий и взрослым, зрелым человеком во время их описания.
«„Я“ рассказчика в такой композиции принадлежит одному человеку, но двум разным характерам: ребенку — действующему лицу и рассказывающему о нем
взрослому».
Отношения между этими «двумя ликами» одного «я» в рассказах В. Астафьева о детстве строятся довольно сложно: взгляд «из детства» постоянно «подтверждается» взглядом «из зрелости», т. е. восприятие и оценка действительности рассказчиком-мальчиком «перебивается» мыслями взрослого рассказчика по тому или иному поводу, его уточнениями и комментариями.
«И этот прием эмоционального обогащения прошлых переживаний героя чувствами и пониманием взрослого человека и создает оригинальный облик его [Астафьева] прозы, приобретающей глубину и емкость и ту лирическую проникновенность, которая неотразимо хватает за горло».
Основу повествования многих произведений Виктора Астафьева составляют воспоминания детства и описание природы. Однако тема повести «Последний поклон» не является узкой, достоинство произведения — в глубине постижения Астафьевым народной жизни, судьбы крестьянства в XX веке, проблемы взаимоотношений человека и природы, в способности писателя «на малой площади... увидеть целый мир» (Е. Носов).
Подчеркивая неразрывную связь человека с землей, В. П. Астафьев пишет:
«Не могут люди бросить землю, велика привычка и тяга к ней: а вдруг беда какая? Засуха? Война, не дай Бог, снова? На кого и на что надеяться тогда? На землю. Она никогда не подводила, она кормилица наша, всепрощающая, незлопамятная» (В. Астафьев. «Ода русскому огороду»).
И потому, по Астафьеву, труд на земле — одна из главных составляющих человеческого счастья.

3. Работа с учебником.

1. Чтение статьи учебника «Виктор Петрович Астафьев» (ч. 2, с. 202—203).
2. Беседа о прочитанном:
— Расскажите, что вы сегодня нового узнали о писателе-фронтовике Викторе Петровиче Астафьеве.
— Что вы помните о нем и его произведениях из курса 5—6 классов?
— Чем объяснялась популярность писателя в середине — конце XX столетия?
— Какие темы и мотивы творчества В. П. Астафьева можно выделить в его литературной деятельности?

  • Тема детства. Или:
  • Тема становления человеческого характера.
  • Тема взросления человека.
  • Тема человеческой памяти.
  • Тема Родины.
  • Тема войны.
  • Тема дружбы. И др.
  • Мотив сострадания ближним.
  • Мотив памяти.

4. Чтение произведения.

Чтение рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» по учебнику (с. 203—220, ч. 2).

5. Беседа о прочитанном с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, с какого знаменательного события начинается рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Как вы думаете, почему?
— Есть ли у данного рассказа экспозиция? Почему?
(Экспозиции нет, так как рассказ входит в единый контекст повести «Последний поклон», предшествующие рассказы-главы и дают представление о герое-рассказчике, о его деревенском детстве, о персонажах произведения.)
— Когда происходит завязка действия?
(Завязка действия происходит сразу, с первых
строк повествования, сразу же соотносится с названием рассказа: «Из города на подводе приехал фотограф!» — название: «Фотография, на которой меня нет». Такой художественный прием интригует читателя: хочется узнать, почему же нет на фотографии самого рассказчика.)
— Что мы узнаем о главном герое повествования? Сразу ли он рассказывает о себе? Почему?
(Взрослый рассказчик не просто повествует о том, что когда-то было, а делает акцент на том, какое значение для маленькой сибирской деревни в 1930-е годы имел приезд фотографа, — рассказчик-ребенок не смог бы ни рассказать об этом так подробно, с уточнениями и комментариями, ни сделать различные выводы по поводу жизни своих односельчан.)
— От какого лица ведется повествование?
( первого лица.)
— Что вы можете сказать об образе рассказчика?
— Почему повествование ведется от лица такого рассказчика, а не от лица самого писателя?
(Наличие рассказчика делает повествование более достоверным, так как он находится среди других персонажей, рассказывает о том, в чем принимал участие, что наблюдал, что слышал.)
— Почему Витька с Санькой «полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие»? На какую черту детского характера психологически точно указывает автор?
(Жажда выделиться среди себе подобных, при этом полное понимание, что особых почестей они не заслужили. Чтобы скрыть свое смущение и дать выход эмоциям, мальчишки полезли драться с одноклассниками.)
— Что происходит с героем-рассказчиком после драки? Почему он не может идти фотографироваться?
— Когда, по вашему мнению, происходит кульминация действия?
(Приход учителя в гости к семье больного ученика.)
— Почему нельзя назвать кульминацией действия приход Саньки?
(Санька ради солидарности с больным другом отказывается фотографироваться — с его стороны это мужественный поступок. Однако весь сюжет «работает» на реализацию другой мысли автора: понимая, что значит фотография в деревенской жизни, особенно в жизни обездоленного ребенка-сироты, учитель заказывает фотокарточку и для того ученика,
который не фотографировался. Упущенный миг запечатлен: и в памяти, и на фотокарточке останутся друзья детства, любимые учителя. Останется память. Тогда ясна будет идея произведения«деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».)
— Что мы узнает об учителях деревенской школы? Почему рассказу о них уделено столько внимания?
— На чем базировался авторитет учителя?
— Тогда почему и мальчик-рассказчик, и многие его односельчане не запомнили имен своих учителей?
(Индивидуальные черты каждого из них, так же как и фамилия, слились в единый образ Учителя, уважаемый и почитаемый:
«...Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг а друга. „Чисто брат с сестрой!..“ Тут, я думаю, сработала благодарная память ) сблизив и сроднив дорогих людей...»)
— Какую роль в рассказе играет образ бабушки Катерины Петровны?
— Как относилась бабушка к своему непутевому внуку? В каких эпизодах ясно видно ее отношение к ребенку?
— Расскажите об отношении бабушки к окружающим. Любили ли ее в деревне? Аргументируйте свой ответ. Приведите цитаты из текста.
— Как относилась бабушка к молодым учителям? Почему она не признается, что дрова к дому
учителя привез ее муж — дед больного мальчика? Ради чего старики облагодетельствовали учителей?
(Дед с бабушкой жалеют городских жителей, с трудом переносящих тяготы деревенского существования, уважают их, поэтому не унижают своей помощью, не рассчитывают на какое-то особое отношение к их внуку —их помощь бескорыстная, идущая от чистого сердца.)
— Почему рассказчик вспоминает о зимних окнах в своей деревне? Чьими глазами мы смотрим на эти окна?
— Где и как речь взрослого рассказчика плавно переходит в речь рассказчика-ребенка?
— Что вы можете сказать о языковых средствах, характеризующих рассказчика в произведениях В. Астафьева?
(Речь рассказчика, деревенского мальчика, изобилует просторечиями, диалектными словами, так же как и речь бабушки, Саньки, тетки Авдотьи, деда. Речь взрослого рассказчика — речь грамотного человека, владеющего не только нейтральной лексикой русского языка, но и различными художественными приемами.)
— Влияет ли язык ребенка-рассказчика на язык персонажей?
(Безусловно, так как многие диалоги пересказывает герой-рассказчик: «язык рассказчика подчиняет себе язык персонажей» (А. Горшков). Мальчик просто не владеет грамотной русской речью, он еще только начинает осваивать школьные премудрости, да к тому же и не совсем старательно.)
— Почему тогда от языка рассказчика отличается язык учителя? Что это — художественное допущение или авторский просчет?
(Анализируя речь школьного учителя, можно увидеть, что, во-первых, учитель в рассказе мало говорит; во-вторых, он разговаривает о вещах довольно простых, тех, что доступны разумению героя. И наконец, в его языке в воспроизведении героя просто опущены просторечные слова: мальчик, ученик школы первой ступени, на уроках успел заметить, что речь учителя отличается от речи сельчан, а это еще одно доказательство наблюдательности, сообразительности героя. Да и бабушка восхищается: «...Вот какой культурный человек! Вот чё грамота делат!..» Катерина Петровна восхищена и обходительностью учителя, и его добротой, и тем, что он «так разговаривал, так разговаривал». Сам же диалог бабушки с учителем не приводится.)
— Составьте речевую характеристику героя.
Можно по группам или вариантам:
1-й вариант — речевая характеристика героя-рассказчика в детстве;
2-й вариант — речевая характеристика Саньки;
3-й вариант— речевая характеристика бабушки Катерины Петровны.
«Разговорные элементы в тексте художественного произведения — это особый выразительный прием, это средство речевой характеристики персонажа. На уроке следует
уделить внимание „сигналам разговорности“ (О. Сиротина), а затем уже выделять их в речи того или иного персонажа и на их основе дополнить его портрет» (Г. В. Пранцова).
«Какие же „речевые сигналы“ можно выделить в рассказах В. П. Астафьева? Думаем, для школьников будет достаточно обращения к сниженной лексике, разговорному синтаксису (порядок слов, короткие предложения), разным неправильностям (неправильное произношение, неправильное образование формы слова). Предлагаем восьмиклассникам проследить за речью бабушки и сделать выводы о ее социальном положении, особенностях характера и эмоциональном состоянии. Школьники выделяют диалектно-просторечные слова, но отмечают при этом не только необразованность Катерины Петровны, но ее глубокий ум, мудрость. Наблюдая за тем, как бабушка „строит“ свою речь, учащиеся определяют ее внутреннее состояние, чувства в каждый конкретный момент» (Г. В. Пранцова).
— Какова развязка действия в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? Почему здесь появляется эпизод, рассказывающий о походе ребят с учителем в лес ранней
весной?
— Как характеризует учителя этот эпизод?
— О чем вспоминает взрослый рассказчик в конце своего повествования? Какие выводы делает?
— Расскажите, чем автор произведения отличается от героя-рассказчика. Чувствуем ли мы в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» авторское отношение к событиям и героям? Обоснуйте свой ответ.
— Какова авторская позиция в данном рассказе?
(Астафьев пытается передать читателю тот «эмоционально-нравственный заряд» (А. Ланщиков), который сам получил в детстве.)
— Что вы можете сказать о теме произведения?
— Какова его идея?

6. Творческая работа.

Сочинение:
 «Витя Потылицын — главный герой произведения В. П. Астафьева „Последний поклон“»;
 «Герой-сверстник в прозе середины XX века»;  «Тема становления человеческого характера
в отечественной литературе XX — начала XXI века».

7. Домашнее задание.

Для всего класса:
— вопросы и задания учебника на с. 220.
Индивидуальные задания:
— сочинение по прочитанным повестям о детстве:
 «Взрослые и дети в поиске взаимопонимания»;
 «Тема детства в отечественной литературе ХХ века»;
 «Традиции изображения ребенка в отечественной прозе начала XXI века»;
— иллюстрирование произведения (по желанию учащихся).

Для самостоятельного чтения (по выбору):
Алексин А. Г. Безумная Евдокия. Домашнее сочинение. Звоните и приезжайте. (Другие произведения по выбору.)
Раин О. Слева от солнца. Спасители Ураканда (по выбору).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога