Предлагаемые экзаменационные комплекты билетов направлены не только на проверку знаний за курс основной школы, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений выпускников.
далее...Билеты разработаны с опорой на модульный принцип, позволяющий учителю составить билеты с учетом специфики класса, особенностей образовательной программы школы.
Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразователь ных учреждений с русским языком обучения и с родным (нерусским) язы ком обучения. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения Требований к уровню подготовки выпускников и опираются на художественные тексты, соответствующие Обязательному минимуму содер жания литературного образования. Литературные произведения представ лены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение.
Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо-жанровые подходы). Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала.
Первые вопросы всех экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщен ном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов).
Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. На этапе подготовки к этой части экзамена учебники и пособия могут помочь в меньшей степени, нежели при подготовке ответов на первый вопрос билетов. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.
Второй вопрос экзаменационного билета основывается на том же принципе, что и первый. В обязательном порядке один из вопросов базируется на материале древнерусской литературы, литературы XVIII или XIX века, а дру гой – на материале литературы ХХ века.
Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных ком петенций и прежде всего способности учащихся самостоятельно интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.
далее...Билеты разработаны с опорой на модульный принцип, позволяющий учителю составить билеты с учетом специфики класса, особенностей образовательной программы школы.
Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразователь ных учреждений с русским языком обучения и с родным (нерусским) язы ком обучения. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения Требований к уровню подготовки выпускников и опираются на художественные тексты, соответствующие Обязательному минимуму содер жания литературного образования. Литературные произведения представ лены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение.
Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо-жанровые подходы). Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала.
Первые вопросы всех экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщен ном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов).
Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. На этапе подготовки к этой части экзамена учебники и пособия могут помочь в меньшей степени, нежели при подготовке ответов на первый вопрос билетов. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.
Второй вопрос экзаменационного билета основывается на том же принципе, что и первый. В обязательном порядке один из вопросов базируется на материале древнерусской литературы, литературы XVIII или XIX века, а дру гой – на материале литературы ХХ века.
Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных ком петенций и прежде всего способности учащихся самостоятельно интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.
Билет №1
| |
1. «Слово о полку Игореве»; сюжет и проблематика поэмы.
2. Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В.А.Жуковского «Светлана».
3. С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?
| |
Билет №2
| |
1. Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого).
2. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В.Гоголя «Шинель».
3. В чем смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»?
| |
Билет №3
| |
1. Тема маленького человека в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
3. Почему мужики в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
| |
Билет №4
| |
1. Тематика и образы романтической поэзии В.А.Жуковского.
2. Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».
3. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
| |
Билет №5
| |
1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
2. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
3. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
| |
Билет №6
| |
1. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». 2. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл. 3. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»).
| |
Билет №7
| |
1. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
3. В чём прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»).
| |
Билет №8
| |
1. Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С.Пушкина.
2. Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся!» как средство характеристики героини.
3. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
| |
Билет №9
| |
1. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С.Пушкина.
2. Образ «ретивого начальника» в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» (часть II «Топтыгин 2-й»).
3. Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
| |
Билет №10
| |
1. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С.Пушкина.
2. Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
3. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
| |
Билет №11
| |
1. «Русский бунт» в изображении А.С.Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»).
2. Стихотворение В. В Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл.
3. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
| |
Билет №12
| |
1. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин».
2. Историческое и философское звучание басни И.А Крылова «Волк на псарне».
3. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
| |
Билет №13
| |
1. Быт и нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Тема человека и природы в стихотворении А.А Фета «Заря прощается с землею…».
3. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
| |
Билет №14
| |
1. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
2. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
3. В чем ложность позиции премудрого пискаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»).
| |
Билет №15
| |
1. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова.
2. Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш».
3. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (По комедии Д.И Фонвизина «Недоросль»).
| |
Билет №16
| |
1. Мир природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Монолог Чацкого «А судьи кто?» и его роль в развитии конфликта комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».
3. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
| |
Билет №17
| |
1. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.
2. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
3. Почему рассказ И.С Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?
| |
Билет №18
| |
1. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия».
3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
| |
Билет №19
| |
1. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Философская тематика стихотворения С.А Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
3. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?
| |
Билет №20
| |
1. Тема судьбы и её развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».
3. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это её характеризует? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
| |
Билет №21
| |
1. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образов русской литературы?
| |
Билет №22
| |
1. Тема города в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
3. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
| |
Билет №23
| |
1. Помещичья Русь и её представители в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
3.Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? ( По повести А.С Пушкина «Выстрел»).
| |
Билет №24
| |
1. Образ Чичикова и тема живой и мёртвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Прославление воинского подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» (глава «Поединок»).
3. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
| |
Билет №25
| |
1. Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И.А. Крылова.
2. Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
3. В чём смысл немой сцены в финале комедии Н.В Гоголя «Ревизор»?
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий