Интересный текст попался!
Сразу захотелось написать сочинение.
Попробуйте и вы!
Вот что у меня получилось.
Сразу захотелось написать сочинение.
Попробуйте и вы!
(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»
(2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.
(2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.
(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.
(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.
(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»
(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».
(26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.
(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.
(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».
(По Б. Бим-Баду*)
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.
Попробуйте написать сочинение!
Вот что у меня получилось.
Борис Михайлович Бим-Бад говорит
о необходимости приучать к мудрости, интуиции, свободе. О необходимости
прививать отвращение к самообману, самодовольству и самовлюблённости.
Чтобы раскрыть свою мысль,
Бим-Бад выстраивает логическую цепочку: мнение должно стремиться стать знанием,
а знание – мудростью. С другой стороны, Бим-Бад считает, что самостоятельность
мысли должна быть ещё и правильной, т.е. опять же самостоятельное мышление
должно стать знанием, а затем мудростью. Только тогда самостоятельность, собственное
мнение чего-то стоят
Думаю, Бим-Бад хочет привлечь
внимание к проблеме знания (судьбы знания, судьбы мудрости) в современном информационном
мире.
Бим-Бад не говорит прямо, но,
думаю, предполагает следующий вывод: сегодня информацией подменяют знания. А уж
до мудрости вообще дела нет: текст начинается так: «Где наша мудрость,
потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?».
Бим-Бад считает, что мыслить надо
долго учиться, что удерживать «цепочки рассуждений» – серьёзная работа. В доказательство
Бим-Бад приводит слова молодого Пушкина: «Учусь удерживать вниманье долгих
дум».
Академик Бим-Бад считает, что
«поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего
человека».
Опасно особенно сегодня, в век
интернета, в век информации. По мнению Бим-Бада, информация даёт ответ только
на вопросы «Что? Где? Когда? Как?», но не даёт ответа на вопрос «почему», а уж
тем более - «зачем».
Академик Бим-Бад предостерегает:
замена знания, научного поиска информацией, поощрением, одобрением «коротеньких,
как у Буратино, мыслей» опасно, губительно для человека.
Я согласен с точкой зрения
академика. Работая в школе почти четверть века, я, конечно, вижу, насколько
меньше стало людей мыслящих, глубоких, самобытных. И это не значит, что «стало
хуже», просто познанию стало труднее прорываться сквозь плотную сеть готовой
информации.
Бим-Бад цитирует послание
молодого Пушкина. Я тоже сошлюсь на Пушкина: во-первых, «самостоянье человека –
залог величия его»; во-вторых, «тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий
обман».
Две эти пушкинские фразы не раз
спасали и теперь помогут. Самостоянье – то есть, самобытная, отдельная
оригинальность и в то же время «отдельно стояние», нечто стоическое;
противопоставленность одного многим. В этом, по мнению Пушкина, величие
человека. И это его (человека) путь.
Теперь про низкие истины и
возвышающий обман. Тьма истин здесь – информация. Возвышающий обман – путь к
знанию. Возможно, когда-нибудь самостоянье и стремление к возвышающему приведут
человека к мудрости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий