пятница, 24 октября 2014 г.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАССКАЗУ БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ»

Цели урока: показать особенности прозы Бунина, единство формы и содержания, выразительность бунинского слова на всех уровнях.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение.

Слово учителя

Наша задача на этом уроке – как можно полнее, подробнее представить свои читательские впечатления, осмыслить тот жизненный материал рассказа сам по себе, рассказать, что же является содержанием рассказа…

Выступления учеников

Большинство высказываний обычно отражает непонимание идеи рассказа, его сюжета: что-то мешает посмотреть на жизненный материал, на героиню непредвзято. Многим недостает информации, и тогда они фантазируют…

Беседа

В результате приходим к выводу, что рассказ повествует об одной из провинциальных гимназисток, которая сбилась с обычного пути: ее любовная связь с Малютиным, ее связь с казачьим офицером, которого она завлекла и которому обещала быть женой, - все это и привело к тому, что обманутый офицер застрелил ее на вокзале. На могилу Оли Мещерской часто приходит ее Классная дама, избравшая ее предметом мечты и поклонения. Вот и все так называемое содержание рассказа.

Выписываем диспозицию рассказа.

Слово учителя

Теперь наша задача понять, как Бунин преобразует «житейскую муть» в рассказ о легком дыхании.

Беседа

  1. Особенности композиции.
  2. Сюжетная организация рассказа.
  3. Временная и пространственная организация рассказа.
  4. Точка зрения персонажа и авторская точка зрения.
  5. Предметная детализация бунинского текста.
  6. Изобразительная избыточность.
  7. Ритмическая и звуковая организация рассказа.
  8. История создания, интерпретации, смысл названия.

Выводы

Итак, Бунин на всех уровнях художественной организации рассказа создает новый смысл: простую житейскую историю претворяет в художественное творение, все дано тогда и в такой связи, что, читая заключительные строки, мы вдруг обнаруживаем, что круг замкнулся: все прочитанное сошлось в одном маленьком слове – ЭТО. Все, что составляло жизнь и смерть, действительность и мечту, в сущности есть только одно событие –
«ЭТО легкое дыхание снова рассеялось в мире, в ЭТОМ облачном небе, в ЭТОМ холодном весеннем ветре»

Рассказ, вернее, новелла Бунина «Легкое дыхание» действительно о легком дыхании: жизнь Оли Мещерской интересна автору не тем, что «она женщина», не тем, что ее застрелил казачий офицер, и не страницей дневника, повествующей о потере невинности, а тем, что в ее жизни было легкое дыхание, была красота, эстетика, что, по Бунину, делает человеческую жизнь причастной вечности, делает человеческое существование исполненным смысла. Неслучайно новая мечта классной дамы об Оле Мещерской – самая действительная, самая реальная, она «правда, есть», существует в «в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

___________________________________________________________________________________




Приложение:

МАТЕРИАЛ И ФОРМА

Под материалом следует разуметь все то, что поэт взял как готовое – житейские отношения, истории, случаи, бытовую обстановку, характеры, все то, что существовало до рассказа и может существовать вне и независимо от этого рассказа, если это толково и связно пересказать своими словами. Расположение этого материала по законам художественного построения следует называть формой этого произведения.
Соотношение материала и формы в рассказе есть соотношение фабулы и сюжета. Так, например, «отступления» в «Евгении Онегине» представляют собой важнейшие приемы для развертывания и раскрытия сюжета, самую суть построения всего романа.

 СХЕМА ДИСПОЗИЦИИ

I. Оля МещерскаяA. Детство.
B. Юность.
C. Эпизод с Шеншиным.
D. Разговор о легком дыхании.
E. Приезд Малютина.
F. Связь с Малютиным.
G. Запись в дневнике.
H. Последняя зима.
I. Эпизод с офицером.
K. Разговор с начальницей.
L. Убийство.
M. Похороны.
N. Допрос у следователя.
O. Могила.

II. Классная дамаa. Классная дама.
b. Мечта о брате.
c. Мечта об идейной труженице.
d. Разговор о легком дыхании.
e. Мечта об Оле Мещерской.
f. Прогулки на кладбище.
g. На могиле.

То, что мы получаем при таком хронологическом расположении эпизодов, составляющих рассказ, если обозначим их последовательно буквами латинской азбуки, принято называть в поэтике диспозицией рассказа, то есть естественным расположением событий, тем самым, который мы условно можем обозначить графически прямой линией. Если мы проследим за тем, в каком порядке эти события даны в рассказе, мы вместо диспозиции получим композицию рассказа и сейчас же заметим, что если в схеме диспозиции события шли в порядке азбуки, то есть в порядке хронологической последовательности, то здесь эта хронологическая последовательность совершенно нарушена. Буквы как будто без всякого видимого порядка располагаются в новый искусственный ряд, и это, конечно, означает, что в этот новый искусственный ряд располагаются те события, которые мы условно обозначили через эти буквы. Если мы диспозицию рассказа обозначим двумя противоположными линиями и отложим в порядке последовательного чередования все отдельные моменты диспозиции рассказа об Оле Мещерской на одной прямой, а рассказа о классной даме — на другой, мы получим две прямые, которые будут символизировать диспозицию нашего рассказа.

СХЕМА ДИСПОЗИЦИИ
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога