четверг, 6 февраля 2014 г.

ЕГЭ. Текст. Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста

Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста
Белый гусь
Евгений Носов
Угадай поэта 2
Угадай поэта
Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь — это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от данной конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися.
Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.
Текст (лат. textum — ткань, сплетение, соединение) — это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, чт. е. такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).

Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:
1) содержание текста;
2) тема текста;
3) основная мысль текста;
4) раскрытие темы текста;
5) позиция автора текста.
Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.
Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.
Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме.
Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.
Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.
Обратите внимание!
Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.
Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.


Стили устной и письменной речи (функциональные стили)
Каждый народ, обладающий письменностью и культурой, имеет свой литературный язык: стандартный, нормированный язык, который обслуживает все области общественной жизни. Литературный язык применяется на всей территории данной страны, ему обучают в школах, на нём издаются законы, ведётся административно-правовая деятельность, на нём выходят газеты, книги, ведётся теле- и радиовещание. Владеть литературным языком должен каждый грамотный человек.
Стиль речи (функциональный стиль) — это разновидность литературного языка, обслуживающая ту или иную сферу общественной жизни и имеющая свои особенности в лексике и грамматике.
В рамках каждого функционального стиля существуют свои жанры (т. е. относительно устойчивые типы текстов, выработанные для определённой ситуации общения), свои особые нормы композиции речи, предпочитаемые синтаксические конструкции, особые пласты или группы слов и выражений, иногда даже особые нормы графического оформления текста и свои нормы пунктуации.
В русском литературном языке принято выделять пять стилей речи. Это разговорный стиль и несколько книжных стилей: официально-деловой, публицистический, научный и художественный. За каждым из них стоит своя сфера общественной жизни, своя типовая речевая ситуация и свои типовые цели. В каждом из них ведущую роль играет устная или письменная форма, диалогическая или монологическая организация речи.
Обобщим в таблице особенности функционирования каждого стиля речи в обществе.
                              Общие особенности функционирования стилей речи в обществе
Стиль речи
Какую сферу общественной жизни обслуживает
Особенности ситуации общения
Основные цели речи
Ведущий тип речи
Разговорный
Быт
Неофициальная обстановка, чётко ограниченный круг известных автору собеседников, двустороннее, не подготовленное заранее общение в режиме реального времени, «здесь и теперь».
Непринуждённое общение, обмен личной информацией и личными оценками
Устный диалог без расчёта на повторное воспроизведение.
Официально-деловой
Служебные взаимоотношения
Строго нормированная официальная обстановка, потенциально открытый круг читателей в рамках служебной иерархии, одностороннее общение с расчётом на возможную временную дистанцию между автором и получателем (адресатом).
Служебное воздействие на читателей посредством информирования о принятых решениях по службе или реакции на них.
Письменный монолог с расчётом на неоднократное воспроизведение.






Публицистический

Общественная деятельность, средства массовой информации

Официальная обстановка, максимально открытый круг читателей и слушателей, одностороннее общение с расчётом на возможную временную дистанцию между автором и адресатом.

Сообщение о фактах или событиях, значимых для всего общества, их оценка с определённой идеологической позиции.

Письменный (или записанный средствами современной техники) монолог с расчётом на неоднократное воспроизведение.
Научный
Научная деятельность
Официальная обстановка, потенциально открытый круг читателей в рамках научного сообщества, одностороннее общение с расчётом на возможную временную дистанцию между автором и адресатом.
Сообщение о научно значимых фактах и их оценка с определённой научной позиции.
Письменный монолог с расчётом на неоднократное воспроизведение.
Художественный
Художественная литература
Официальная обстановка, максимально открытый круг читателей, одностороннее общение с расчётом на возможную временную дистанцию между автором и адресатом.
Эмоционально-эстетическое воздействие на читателя.
Письменный авторский монолог (в эпосе и лирике), диалог персонажей (в драме) с расчётом на неоднократное воспроизведение.
Как видно из таблицы, самые большие различия по общим особенностям функционирования стилей речи возникают между разговорным стилем и всеми книжными. Основные же различия между книжными стилями связаны с особенностями ситуации общения и с основными целями речи.
Необходимо отметить, что многие жанры книжных стилей могут исполняться и устно. Но это не противоречит тому, что их ведущим типом речи всё равно остаётся письменный монолог, потому что даже исполнение таких жанров, как лекция или доклад, требует от говорящего предварительного обдумывания и записывания текста, а значит, подготовки. Курсы лекций часто издаются в виде книг или брошюр.
Отметим также, что в речевой практике образцы чистого функционального стиля встречаются редко. Обычно тот или иной жанр предполагает их смешение. Например, жанр аналитического отчёта совмещает черты официально-делового и научного стилей.
Отметим теперь в табличной форме общие особенности языка каждого стиля речи.
                                    Общие речевые и языковые особенности разговорного стиля
Жанры
Композиция
Грамматика
Лексика
Различные жанры бытового диалога
Очень свободная, поскольку неподготовленная, непредумышленная, характеризуется частыми речевыми повторами, перестановкой логических шагов.
Обилие неполных предложений. Наличие обращений, бессоюзных сложных предложений. Характерны нарушения грамматических норм письменной речи и уместного порядка слов. Стандартный порядок слов «перевёрнут» по сравнению с письменной речью: главная информация ставится в начале реплики, а не в конце её, как в письменной речи. Характерно отсутствие причастий и деепричастий, а также причастных и деепричастных оборотов.
Наличие большого пласта просторечий. Много слов с яркой эмоциональной окраской, большое количество оценочных суффиксов. Отсутствует пласт пассивной лексики, нет терминов. Большое количество фразеологизмов (устойчивых выражений) просторечного характера.
Общие речевые и языковые особенности официально-делового стиля
Жанры
Композиция
Грамматика
Лексика
Жёсткий набор жанров со строгими рамками. Основные жанры: постановление, протокол, приказ, докладная записка, заявление, справка, отчёт и т. д.
Очень жёсткая композиция в рамках каждого жанра, часто требующая особого расположения частей на поверхности бумаги. Например, в заявлении подпись ставится внизу, наименование адресата — в правом верхнем углу и т. д. Композиция имеет обязательный характер. Для некоторых жанров (например, платёжная квитанция) существуют особые графические шаблоны.
Обилие специфических канцелярских синтаксических оборотов, типичных для каждого жанра (например: во исполнение постановления приказываю…; настоящим довожу до Вашего ведения… и т. п.). Обилие безличных глаголов, причастных оборотов, приложений к именам собственным, характеризующих официальный статус лица или организации (например, заведующий кафедрой русского языка МГУ доктор филологических наук профессор Иванов И.И.). Обилие сокращений необщеупотребительного характера. Наличие неопределенной формы глагола для выражения приказа (согласовать, оплатить и т.д). Обилие списков и перечней с собственным пунктуационным оформлением. Отсутствие вопросительных и восклицательных предложений, обращений.
Наличие большого пласта лексики книжного характера (оказать помощь, боестолкновение, иметь место, допустить факт, вступить в контакт, официальные лица и т. п.). Отсутствие пласта пассивной лексики, слов с эмоционально-оценочной окраской, фразеологизмов.
Общие речевые и языковые особенности научного стиля
Жанры
Композиция
Грамматика
Лексика
Жёсткий набор жанров, рамки которых имеют скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Основные жанры: научный доклад, научная статья, научный отчёт, научная рецензия, монография, диссертация.
Композиция имеет рекомендательный характер. В рамках одного жанра допустимо несколько типовых вариантов композиции.
Обилие безличных и пассивных конструкций, вводных конструкций со значением логического оформления высказывания. Обилие осложнённых и сложных предложений. Наличие большого количества цитат, сносок, ссылок. Преобладает прямой порядок слов в предложениях.
Наличие большого пласта терминов. Наличие специфических графических знаков (цифр, формул, грaфиков и т. п.). Отсутствие пласта пассивной лексики, слов с эмоционально-оценочной окраской, фразеологизмов.


Общие речевые и языковые особенности публицистического стиля
Жанры
Композиция
Грамматика
Лексика
Традиционный набор жанров, рамки которых имеют достаточно размытый характер. Основные жанры: очерк, публицистическая статья, репортаж, публицистическая рецензия, интервью.
Композиция в основном лишена строгой обязательности. Поощряется вариативность.
Наличие синтаксических конструкций эмоционально-выразительного характера (риторических вопросов, восклицаний, сравнений, обращений, неполных предложений и т. п.). Наличие частиц, вводных слов с эмоциональной оценкой.
Наличие большого пласта эмоционально-оценочной лексики, фразеологизмов. Использование изобразительно-выразительных средств (метафор, эпитетов и т. п.). Наличие ходячих образных выражений типа люди в белых халатах, чёрное золото, голубые каски.
Общие речевые и языковые особенности художественного стиля
Жанры
Композиция
Грамматика и лексика
Традиционный набор литературных жанров, рамки которых имеют достаточно размытый характер. Основные жанры эпоса: роман, повесть, рассказ. Основные жанры лирики: элегия, сонет, ода. Основные жанры драмы: трагедия, комедия, драма.
Композиция отличается внешней свободой, однако всегда обоснована авторским замыслом. Некоторые жанры имеют строгую композицию (например, сонет).
Лексическая и грамматическая специфика напрямую связаны с особенностями художественной формы и художественного содержания произведения. В поэзии синтаксис выражается в рамках стихотворных форм (строфы, строки), что приводит к созданию больших поэтических периодов. В зависимости от замысла используются яркие выразительные средства: сравнения, метафоры, эпитеты, метонимии, перифазы, гиперболы, литоты и т. п. В художественных целях могут использоваться средства других функциональных стилей.


Способы связи предложений в тексте
Предложения в тексте связаны по смыслу. Связь эта проявляется на лексическом и грамматическом уровнях языка.
Выделяются два основных способа связи предложений в тексте: последовательная (цепная) связь и параллельная связь.
Способ связи
Пример
Сущность способа
Последовательная (цепная) связь
Наконец, на страницах поэмы появляется Плюшкин, человек, не только лишённый каких-либо положительных качеств, но почти потерявший человеческий облик.
Он кажется человеком, попавшим в катастрофу, одичавшим на каком-то необитаемом острове. Катастрофа превратила в руины его некогда процветающее имение, его дом похож на свалку, его одежда — «сплошная прореха».
В первом предложении смысловой акцент падает на фигуру Плюшкина. Во втором предложении эта информация становится основой для нового сообщения (Плюшкин похож на человека, попавшего в катастрофу). Основой для сообщения в третьем предложении становится часть, на которую падал смысловой акцент в предыдущем, втором предложении.

Параллельная связь
   Более глубокое нравственное падение человека демонстрирует образ Собакевича.
Собакевич неприветлив, жаден и груб.
Он кулак, т. е. умеет выжать свою выгоду из всего, не смущаясь сомнительностью сделки.
Он, кажется, мошенник: из-за выгоды готов пойти даже на шантаж.


В первом предложении смысловой акцент падает на фигуру Собакевича. Эта информация становится предметом для характеристики в остальных предложениях.
В речевой практике оба основных способа часто совмещаются.
Средства связи частей текста
Части текста связаны друг с другом по смыслу. Эта смысловая связь обычно проявляется на разных языковых уровнях текста.
Перечислим основные языковые средства связи частей текста.
  •  Повторы лексического характера (повтор ключевых слов, наличие однокоренных слов, наличие слов, по-разному обозначающих одно понятие, наличие слов одной смысловой группы).
  •  Повторы грамматического характера (прежде всего повторы форм наклонения и времени сказуемых).
  •  Связь посредством местоимений (местоимение замещает имя, использованное в предыдущей части).
  •  Связь посредством союзов (союз в начале следующей части текста связывает её с предыдущей).
  •  Связь посредством вводных слов, которые указывают на порядок развёртывания мысли в тексте.
Рассмотрим на конкретном примере, как связаны предложения в тексте.
Один за другим появляются перед глазами читателя помещики — владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. Такая последовательность в произведении не случайна. Автор «Мертвых душ» словно стремится представить своему читателю образцы всё более и более глубокого духовного падения русских помещиков. Изображая пороки этих людей, он от раза к разу, если можно так сказать, усиливает степень гротеска.
Укажем основные языковые средства, которые используются для связи предложений этого фрагмента.
Между первым и вторым предложениями
Предложения связывает указательное местоимение такая.
Между вторым и третьим предложениями
Предложения связывают слова произведение (во втором предложении) и «Мертвые души» (в третьем предложении), по-разному обозначающие одно и то же понятие.
Между третьим и четвёртым предложениями
Для связи предложений используется указательное местоимение этих, личное местоимение он.




Последовательное расположение частей текста
Данная тема представлена в государственном экзамене тестом, где из четырех предложений в произвольной последовательности надо составить связный текст. Приведем образец такого текста.
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
1) Г, Б, А, В
2) А, Б, В, Г
3) Б, Г, В, А
Чтобы успешно решать подобные тесты, необходимо знать, что последовательность расположения частей текста определяется двумя его основными чертами:
1) смысловой целостностью текста;
2) лексико-грамматическими связями между его частями.
Однако для решения теста этих знаний самих по себе недостаточно.
Предложим следующий алгоритм решения.
Этап 1. Найдите те предложения, с которых данный текст не может начинаться (назовем их «не первые»). Такие предложения содержат особые связочные средства, указывающие на содержание предыдущих предложений. В приведенном выше примере такие средства содержатся в предложениях В и Г. Предложение В начинается с отрицания нет, указывающего на то, что впереди должно идти другое предложение, содержащее (либо подразумевающее) утверждение. Предложение Г содержит противопоставление и начинается с противительного союза но. Очевидно, что впереди должно идти другое предложение, к содержанию которого и относится противопоставление. Из четырех предлагаемых вариантов решения теста выпадает вариант 1) Г, Б, А, В.
Этап 2. Попытайтесь подобрать хотя бы к одному из найденных выше «не первых» предложений возможное предыдущее предложение. В данном тесте допустимой оказывается связка предложений Б, Г. В предложении Б говорится об устойчивости языковой нормы, в предложении Г выражается сомнение в ее неизменности. Противительный союз но между ними оказывается уместным. Из трех оставшихся вариантов решения исключается вариант 2) А, Б, В, Г.
Этап 3. Выберите из оставшихся вариантов ответа наиболее вероятный. В данном тесте из двух оставшихся вариантов ответа допустимым остается только вариант 3) Б, Г, В, А, поскольку предложение В воспринимается как ответ на вопрос в предложении Г.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение
Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.
Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.
Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.
Приведем примеры разных видов описания.
Описание предмета, животного или человека
1.       Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.
2.       На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).
3.       Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).
Описание места
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
Описание состояния (среды или человека)
1.       На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).
2.       Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).
Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?
Приведем примеры повествования.
1.       Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
2.       Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. После добавьте сливочного масла по вкусу.
Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
(от тезиса к аргументам).
(от аргументов к выводу).
Приведем примеры рассуждения.
1.       Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
2.       Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.
Тип речи
Основная задача автора, использующего этот тип речи
Основные вопросы, характерные для данного типа речи
Описание
Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.
Каков предмет описания?
Как он выглядит?
Какие признаки для него характерны?
Повествование
Сообщить о последовательности действий или событий.
Какова последовательность действий (событий)?
Что происходило сначала и что происходило потом?
Рассуждение
Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.
Почему?
В чем причина данного явления?
Что из этого следует?
Каковы следствия данного явления?
Что оно значит?
В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога