воскресенье, 26 мая 2013 г.

Сжатое (краткое) изложение

Задание 1(первая часть экзамена в формате ОГЭ-9)
Изложение - один из способов сокращения текста (наряду с другими: план, тезисы, конспект)
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" 
Задание 1 Сжатое изложение


Сжатое (краткое) изложение – более сложная для учащихся форма изложения, которая требует серьёзной лексической и синтаксической перестройки исходного текста. Учащийся излагает содержание текста кратко, с сохранением главного и пропуском ненужных подробностей.
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.) 
При сжатом изложении содержание исходного текста передаётся кратко и обобщённо. Для этого учащемуся необходимо отобрать в тексте основное и существенное, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. 
Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. 
При краткой передаче содержания учащийся может преобразовать стиль текста и его тип. Например, художественное повествование при сжатии утрачивает многие черты художественного стиля, прежде всего образность и эмоциональность, и превращается в некое подобие информационного сообщения.

При сжатии текста всегда опускаются диалоги, пространные описания природы, описания чувств, настроений. При этом сохраняются ключевые слова и обороты речи, а также наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит исходного текста. 
Характер сжатия текста зависит от его стиля и типа речи. Например, рассуждение нельзя сокращать за счёт аргументов, а только за счёт иллюстративного материала или уплотнения синтаксических конструкций.

Серьёзные изменения претерпевает синтаксический строй исходного текста: при сжатии простые предложения обычно объединяются в более сложные синтаксические конструкции. В рабочих материалах к изложению учащийся должен указать синтаксические конструкции, которые он использует как начало абзацев или переходов от одной мысли к другой, так как эти предложения или словосочетания нельзя напрямую заимствовать из текста оригинала, а их отсутствие может разрушить связность высказывания.

Степень сжатия текста обычно оговаривается учителем и в экзаменационной практике может составлять сокращение на 1/3 или на 1/2.

Методисты XIX века разработали правила нескольких ступеней сжатия текста: 
1) устранение деталей и прямой речи;
2) схематическое изложение основных событий;
3) устранение сюжета и действующих лиц; сохранение лишь общей мысли.

Готовясь к сжатому изложению, учащиеся должны учитывать последовательность операций при сжатии текста: 
  • определение стиля исходного текста;
  • уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;
  • определение типа речи;
  • анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);
  • выполнение чернового варианта;
  • проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.
Итак:
Сжатое изложение должно представлять собой не отдельные фразы из исходного текста, кое-как связанные между собой, а новый текст, лаконичный, целостный, построенный самим учеником.

Учащиеся должны следить, чтобы сжатое изложение не превратилось в выборочное. Сжатое изложение, как и подробное, должно быть полным, если условием задания не оговорено иное. Полное изложение передаёт содержание всего текста целиком (подробно или сжато). Выборочное же изложение воспроизводит одну из микротем или один из сюжетов исходного текста. Обычно такой материал рассредоточен по всему тексту, его надо выбрать и составить целостный рассказ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога